Техническое обслуживание системы смазки двигателя

Регулировка редукционного клапана

Производится на установленной детали. В процессе регулировки пружина должна сжиматься и разжиматься посредством закручивания-откручивания упорного винта. Также в процессе регулировки необходимо замерять давление в насосе жидкостным манометром. Регулировка редукционного клапана делается при выключенном двигателе, тогда как в процессе замера давления двигатель должен работать.

Советы, которые обеспечат длительную работу редукционного клапана:

  • Используйте только высококачественное моторное масло, которое подходит вашему автомобилю по типу и классу вязкости. Рекомендации к выбору смазки, как правило, дает производитель машины.
  • Ни в коем случае нельзя смешивать несколько марок масел.
  • Замену масла и фильтра в системе должны осуществляться по регламенту, который можно найти в руководстве пользователя.
  • В систему смазки не допускается попадание воды, сора, грязи, различных технологических жидкостей.
  • Следует контролировать давление масла и рабочую температуру двигателя. Перегрев может повлечь попадание в систему смазки охлаждающей жидкости.
  • Для регулировки и замены редукционного клапана масляного насоса следует обращаться к специалисту.

Система смазки есть на любом современном автомобиле. Сбой в ее работе приведет к серьезным последствиям, поэтому необходимо следить за состоянием масляного насоса и редукционного клапана. Редукционный клапан масляного насоса обеспечит необходимый уровень давления в системе и стабильную работу двигателя.

Неисправности системы смазки двигателей ВАЗ

Для начала рассмотрим неисправности системы смазки автомобилей производства ВАЗ (2106, 2107, 2108, 2110 и т. д.).

Одной из самых частых проблем на данных авто является несоответствие давления в системе – оно может быть завышено или занижено.

Высокое давление может быть из-за:

  • Заклинившего редукционного клапана насоса в закрытом положении, в итоге этот клапан не сбрасывает излишнее давление. Одним из признаков этой неисправности является появление течи масла в районе коленвала – высокое давление приводит к продавливанию сальника коленвала и масло выходит наружу;
  • Использования масла, не соответствующего по вязкости. Сильно вязкое масло будет значительно медленнее проходить по каналам, и масляный насос будет создавать избыточное давление;
  • Засорения продуктами износа масляных каналов, из-за чего их пропускная способность значительно снизится и будет возникать избыточное давление.

Такая неисправность, как сниженное давление, вплоть до полного отсутствия его в системе, встречается значительно чаще.

Причиной низкого давления может быть малый уровень масла, из-за чего насос попросту не может создать необходимое давление.

Виной также может стать и редукционный клапан. Его сильный износ или заклинивание в открытом положении приведет к недостаточному давлению в системе.

Низкое давление может и сигнализировать о значительном износе элементов двигателя (шеек и подшипников коленчатого и распределительного валов) или самой системы смазки (шестеренчатая пара масляного насоса).

Проблемы могут возникнуть и из-за сильно засоренной сетки маслоприемника или повреждения корпуса насоса.

Еще одной причиной низкого давления, сопровождающегося повышением уровня рабочей жидкости в поддоне является пробой прокладки ГБЦ. И хоть эта неисправность не относится к смазке, но повлиять на ее работу она может.

При появлении проблем в работе масляной системы лучше сразу же найти причину и устранить ее.

Как указано выше, зачастую причиной неисправности является нарушение работы масляного насоса, на него и в первую очередь нужно обратить внимание

Поскольку доступ к насосу производится через поддон, то можно сразу оценить и состояние маслоприемника.

Сам насос снимается с авто, оценивается его состояние, а также состояние приводной шестерни, расположенной на коленчатом валу. При обнаружении сильного износа или повреждения он заменяется.

Сложнее устранить неисправность, если засорены каналы. Прочистить их порой бывает очень сложно. Для этого применяются как химические средства, так и механическая чистка.

А вот если причиной неправильной работы является сильный износ элементов двигателя, то устранить ее получится только капитальным ремонтом силовой установки.

КамАЗ-740.

У двигателя данного автомобиля смазка конструктивно сложнее и включает радиатор охлаждения. Поэтому помимо вышеописанных неисправностей системы смазки добавляется еще одна – подтекание масла на трубопроводах или в местах их соединения.

Если утечка масла происходит из-за повреждения трубопровода его следует сразу же заменить.

Утечка же в местах соединения зачастую устраняется обычной подтяжкой гайки штуцера.

Установка Д-240.

На этом двигателе, применяемом на грузовых автомобилях ЗИЛ, а также тракторах МТЗ-80/82 старых моделей особенностью системы смазки является наличие центробежного фильтра очистки масла – центрифуги. Она также присутствует и системе смазки КамАЗ.

Причиной повышенного или пониженного давления в системе у этих двигателей может стать именно она.

Засорение сопел центрифуги, через которые выходит масло, может стать причиной повышенного давления. А сильный налет на стенках приводит к заклиниванию ротора центрифуги – масло не очищается, а просто вытекает с сопел и сразу возвращается в систему – это приводит к снижению давления.

Не стоит забывать и о механических неисправностях центрифуги – они могут привести к нарушению работы системы смазки.

Двигатели ЗМЗ.

У двигателей производства ЗМЗ, которые устанавливаются на «Волги», «Газели» и ГАЗ-53 неисправности идентичны вышеописанным.

Система вентиляции картера двигателя с клапаном EGR, устройство, принцип работы, проверка, чистка

Выбор новой масляной форсунки

Читатель наверняка заметил, что мы не уделили внимания неисправностям масляных форсунок. К несчастью, определить факт выхода этих устройств бывает сложно. Зачастую приходится дожидаться того момента, когда начинает наблюдаться перегрев поршневой группы

В таких случаях внимание обращают на маслосъемные колпачки, однако если с ними все в порядке, проверить стоит уже масляные форсунки. Очевидный момент: если ваш двигатель ими оснащен

Обращайте внимание на такую величину, как давление масла , а также прислушивайтесь к двигателю – он не должен издавать металлических стукок при 4000-5000 об/мин и более.

Неисправная масляная форсунка начинает срабатывать / не срабатывает при любых давлениях. Зачастую в ней выходит из строя пружина. Ослабленная пружина не может держать давление, вследствие чего масло свободно проходит через форсунку. Давление масла в двигателе с неисправной форсункой обычно достигает рабочего значения при малейшем нажатии на педаль газа . Если факт выхода форсунки из строя был подтвержден, стоит купить новое устройство для последующей замены. Его можно искать по:

  • Параметрам автомобиля;
  • Коду имеющейся форсунки;
  • VIN-коду автомобиля.

Устройство масляных форсунок

Масляные форсунки довольно редко выходят из строя по причине того, что они имеют довольно простое устройство. Разумеется, в автомобилестроении экспериментируют с конструкциями масляных форсунок, однако подавляющее большинство таких устройств устроены более чем примитивно. К основным элементам этих изделий относят:

  • Корпус с соплом;
  • Клапан (обычно подпружиненный шарик);
  • Распылитель.

Здесь легко проследить аналогию с любым другими автомобильными форсунками. Работа устройство зависит от давления масла в системе. Если давление невелико, но подпружиненный шарик форсунки, соединенной с каналом подачи масла, не отводится в сторону – усилие пружины превышает усилие, обусловленное давлением смазочного материала в системе. Как только давление превышает некоторую величину (обычно от 1,5 до 3,5 бар), пружина сжимается и шарик освобождает подающее отверстие, через которое к поршням начинает поступать масло. Как только давление падает, пружина разжимается и шарик перекрывает канал.

Сразу отметим, что самостоятельно изготовленные масляные форсунки могут быстро выйти из строя. Дело в том, что корпус, сопло и крепежная часть устройства изготовлены из материалов с оптимальным тепловым расширением. Обычно это весьма распространенная сталь 3 сп, однако основные элементы форсунки выполнены с соблюдением строгих допусков. Зачастую намного проще купить готовое изделие, чем пытаться сделать его самому.

Признаки неисправности

Форсунки могут быть неисправны не только на бензиновом инжекторном двигателе, но и на дизельных агрегатах. Основные симптомы неработоспособности этих деталей идентичны, поэтому вне зависимости от вида топлива, на котором работает двигатель, на неисправность этой детали могут указывать следующие признаки:

  • Повышенный расход топлива;
  • Нестабильная работа двигателя в режиме «холостого хода»;
  • Затруднённый пуск, напоминающий «перелив» карбюраторного двигателя;
  • Рывки при равномерном движении, и провалы при резком ускорении.

Это основные признаки неисправности, но проверка форсунок должна производиться только после того, как будут полностью исключены другие возможные причины таких проявлений. Двигатель может работать нестабильно при неисправности бензонасоса, когда текут шланги  или происходит забивание просвета патрубка различными отложениями. Засорившийся топливный фильтр также может негативно повлиять на приёмистость двигателя. Причиной рывков на бензиновом двигателе может также стать неисправная система зажигания. Все вышеперечисленные варианты поломок двигателя должны быть полностью исключены, прежде чем приступать к полноценной диагностике форсунок двигателя.

Установка маслофорсунок в двигатель ВАЗ классика

Маслофорсунка 2112 в коренной постели коленвала

Боясь что все так плохо и форсунка действительно не попадает в дно поршня, я изготовил гарантированный «прицел» — напаял на форсунку тонкую трубку от ускорительного насоса карбюратора солекс, которую мог направить в необходимое место.

Примерка форсунки с припаянной трубкой для направлении струи масла

Куда направить форсунку охлаждения поршня

Точное направление форсунки указал пользователь flanker в дневнике форума «Лада Калина клуб» ссылка здесь, за что ему большая благодарность.

Направление работы маслофорсунки в двигателе ВАЗ 2112. Фото flanker 
Техника сверления отверстий под  форсунку в двигателе 2106
Шаблон для точного направления отверстия под маслофорсунку
Установка шаблона, по которому следует ориентировать сверло

Итак приставив шаблон и направив направляющую на нем в нужном направлении, приставляем шуруповерт с установленным сверлом 3мм по метке шаблона и сверлим отверстие. Просверлив первое отверстие и вставив в него спицу, вы заметите что отверстие расположено именно туда куда был направлена направляющая шаблона, погрешность может составлять не более 1см.

Проверка направления отверстия под маслофорсунку с помощью шаблона
Проверка направления отверстия с помощью направляющей
Сверлить отверстия ориентируя параллельно направляющим
Просверленные отверстия под установку масляных форсунок
Отверстие под маслофорсунку, вид сбоку

Теперь остается рассверлить входную часть отверстия под шляпку (стопорящее расширение) форсунки. Сверлить его следует сверлом диаметром 7.4мм, на глубину 5мм. Как и с узким отверстием, наматываем на сверло мелкозернистую наждачную бумагу и немного прошлифовав широкое отверстие, и в итоге получаем необходимый диаметр 7.5мм.

Доработка масляных форсунок
Доработка маслофорсунки под установку в классический блок

После доработки не забудьте вытащить остаток бумажки и форсунка готова под монтаж.

Монтаж форсунок охлаждения поршня

Фото отсчет направления работы масляной форсунки

Поршень находится в ВМТ 
Поршень в среднем положении между ВМТ и НМТ
Поршень в НМТ
Направление работы масляной форсунки, вид сверху

Не сложно заметить что большую часть движения поршня, масло будет достигать цели и только в положении поршня в НМТ масло не попадает в донышко, но масло изменяя направление о прилив поршневого пальца, теоретически попадет на противоположную сторону поршня.

Надежность конструкции и снижение давления масла

Еще одной страшилкой, но уже не безосновательной, является падение давления масла в двигателей из за добавившихся потребителей расходующих масло. Здесь могу только отметить что форсунка вступает в работу только при повышении давления в системе смазки более 1.5кгс/см., так что на низких оборотах форсунки не будут оказывать влияния. О падении давления на высоких оборотах отчитаюсь после установки, но по отзывам уже установивших подобные форсунки, падения давления не наблюдается.

Устройство системы смазки двигателя

Разберем назначение и работу отдельных узлов.

  1. Маслонасос нагнетает давление в магистралях, с его помощью жидкость попадает из поддона в масляный фильтр, и в очищенном виде распределяется по системе. Насос соединен с коленчатым валом двигателя, и работает сразу после старта.
  2. Сливное отверстие для осушения картера при замене масла.
  3. Маслозаборник – раструб, с помощью которого жидкость всасывается в насос. Расположен в нижней части картера, чтобы не допустить масляного голодания при снижении уровня.
  4. Перепускной клапан возвращает смазку в поддон картера, если проходимость загрязненного фильтра нарушает нормальную циркуляцию.
  5. Точки распыления на рабочие узлы (своеобразные форсунки для создания масляного тумана). При засорении точек распыления нарушается режим смазки, поэтому в жидкости не должно быть нерастворимого мусора (он остается в картридже фильтра).
  6. Маслопровод. Он может быть выполнен в виде трубок, или специальных каналов в корпусе двигателя. Шлаковые отложения нарушают проходимость каналов, поэтому в смазку добавляются моющие присадки.
  7. Заливная горловина (показана условно). С ее помощью производится долив, или замена жидкости.
  8. Клапан (кран) масляного радиатора. В летнее время открывается, для дополнительного охлаждения.
  9. Радиатор охлаждения смазки. Присутствует не во всех моделях автомобилей.
  10. Масляный фильтр. Представляет собой металлический цилиндр, способный выдержать высокое давление. Внутри расположен фильтрующий картридж из специальной бумаги или синтетических материалов.

Для контроля за состоянием системы, в нее интегрирован ряд датчиков:

  • температуры;
  • давления;
  • в некоторых конструкциях – уровня;
  • чистоты фильтра (тот же датчик давления, только расположенный непосредственно на фланце фильтрующего элемента).

При нормальном функционировании в двигателе поддерживается постоянное давление. Нарушение работы системы приводит к резкому увеличению износа, температуры деталей, и заклиниванию двигателя.

Обратите внимание
Как видно из схемы работы, замена масла на «магические» присадки, которые якобы позволяют работать «на сухую», не может обеспечить всего функционала жидкости. Поэтому не следует экспериментировать с подобной химией.

Принцип работы форсунки

Такие детали сегодня встречаются на многих автомобилях — японских, немецких, корейских и даже некоторых российских. Их основная задача — охлаждать поршни, подавая масло непосредственно внутрь элементов двигателя. Смазка забирает излишнюю температуру, оберегая мотор от перегрева. Кроме того, благодаря им обеспечивается более эффективная смазка поверхностей цилиндров.

Жиклеры оснащены встроенным клапаном в целях сохранения давления на низких оборотах. Показатель срабатывания составляет примерно 2-3,5 бар, что конкретно зависит от технических особенностей двигателя.

Принцип работы элементов очень простой: они врезаются в магистраль, распыляя смазку в днище поршня — туда, где находится шатун. Включаются они только на высоких и средних оборотах, когда топлива сгорает намного больше, и движок перегревается.

Порядок демонтажа масляных форсунок

Перед тем как приступать к снятию форсунок с любого автомобиля десятого семейства ВАЗ, потребуется сбросить давление в топливной системе. Демонтаж любого элемента, который так или иначе находится под давлением, может привести к травмированию.

Как избавиться от излишков топлива

Чтобы стравить имеющееся давление топлива, необходимо отключить бензонасос и выработать остатки бензина:

  1. С заднего ряда сидений откинуть подушку.
  2. Под ней находится люк топливного бака.
  3. Открутить винты крепления люка.
  4. От корпуса насоса отсоединить жгут проводов (провода подают питание).

После этого завести мотор и дождаться, пока он не заглохнет. Рекомендуется включать зажигание несколько раз, чтобы убедиться в том, что бензина в системе не осталось.

Далее можно приступать к снятию форсунок. Заранее рекомендуется подготовить необходимые инструменты:

  • рожковый ключ на 17;
  • плоскую отвёртку с узким лезвием;
  • крестовую отвёртку;
  • шестигранный ключ на 6;
  • ветошь.

Все элементы ремкомплекта обычно есть под рукой у любого водителя

Как снять детали с двигателя

  1. Демонтировать короб воздушного фильтра (он будет мешать свободному доступу к двигателю).
  2. Снять жгуты проводов с форсунок.
  3. После чего нужно будет отсоединить провода от регулятора холостого хода и от датчика дроссельной заслонки.
  4. Далее снимается вакуумник от регулятора давления (он имеет белую оплётку).
  5. Ключом на 17 отворачиваются болты, которыми топливная рамка крепится к кузову. Чтобы было удобнее, можно снять газовый тросик.
  6. Крепления пластины, которыми рампа прижимается, лучше выкручивать шестигранником.
  7. Топливную рампу нужно снимать очень аккуратно, форсунками вверх.
  8. На 16-клапанном двигателе демонтаж будет длиться дольше, так как рампа имеет более сложное строение и несколько видов крепежа.
  9. Далее можно снимать сами форсунки — для этого отсоединяют пальцем крепёжные скобы электрического разъёма, а потом и скобу форсунки. В момент снятия возможны потёки бензина — рекомендуется подложить под рампу ткань.

Чтобы установить новую форсунку, гнездо сначала хорошо вычищается от грязи и топлива и только после этого можно вкручивать изделие. На резиновое кольцо перед монтажом лучше капнуть несколько капель бензина — так форсунка легче войдёт в посадочное отверстие. Все работы далее проводятся в обратном порядке.

Проверка питания

Глушим двигатель. Первый вариант:

  1. Снимаем разъём питания форсунки 1 цилиндра.
  2. Подключаем мультиметр режиме измерения постоянного напряжения в диапазоне 0-20 Вольт.
  3. Заводим двигатель и наблюдаем за показаниями прибора. Напряжение должно подаваться короткими импульсами.
  4. Если показания напряжения появились, значит проводка исправна.
  5. Если напряжения на фишку питания не приходит, то глушим двигатель и прозваниваем провода, либо ищем повреждение визуально.
  6. Подключаем форсунку 1 цилиндра и повторяем операцию с форсунками 2-4 цилиндров.

Второй вариант. Понадобятся два человека. Делаем всё тоже самое, только отключив сразу все форсунки. Один человек крутит двигатель стартером, а второй — последовательно измеряет импульсы напряжения на отключенных разъемах форсунок.

Вместо мультиметра можно использовать светодиод.

Как работает система смазки?

Давайте немного конкретизируем, что есть смазочная система двигателя, окунувшись в технические подробности.

Чтобы обеспечить качественное выполнение поставленных задач, инженеры разработали несколько вариантов систем. В частности, в зависимости от способа подачи масла, различают такие смазки:

  • с подачей масла под давлением;
  • с разбрызгиванием и подачей самотёком;
  • комбинированная.

Не трудно догадаться, что в первом случае смазка попадает к деталям по специальным магистралям под давлением, которое создаётся насосом.

Во втором – масло разбрызгивается форсунками и работающими элементами самого двигателя, что создаёт так называемый масляный туман. Но дело в том, что одним узлам мотора идеально подходит система смазки под давлением, а другим – самотеком или разбрызгиванием.

Поэтому инженерами была разработана третья по счёту в списке система – комбинированная, которая используется в подавляющем большинстве современных агрегатов.

Усложнение конструкции


На примере дизельного двигателя объемом 2,5 л от VW можно увидеть, насколько сложнее стала схема работы смазочной системы современного двигателя. Давайте рассмотрим предназначение каждого из элементов.

  • Двухступенчатый масляный насос шестеренчатого типа с внутренним зацеплением. Устанавливается в поддоне картера.
  • Клапан регулировки давления масла. С помощью электромагнитного клапана ECU (Engine Control Module) направляет масло в разные каналы, переключая тем самым режимы работы масляного насоса. При регулировании производительности учитывается нагрузка на двигатель, температура охлаждающей жидкости, обороты коленчатого вала и сигналы с АКПП. При подаче управляющего сигнала клапан открывается, пропуская масло в каналы первой ступени (давление в системе порядка 1,8 атмосфер). При отсутствии управляющей «массы» возвратная пружина возвращает клапан в исходное положение, изменяет направление протекания масла, поднимая давление в системе до 3,3-4 Атм.

Изменение производительности позволяет снизить механические потери, затрачиваемые на смазывание и охлаждение трущихся пар двигателя. Такое решение повышает общий КПД двигатели, уменьшая количество вредных выбросов.

  • Обратные клапаны в возвратных трубопроводах. Пропускают смазку только в одном направлении и предотвращают полный слив масла из каналов после остановки двигателя. Заполненные каналы позволяют избежать масляного голодания в первые секунды после запуска мотора.
  • Предохранительный клапан. Открывается при холодном запуске, когда в системе развивается чрезмерное давление.
  • Клапан малого контура циркуляции. Срабатывает при засорении фильтрующего элемента, открывая путь маслу в обход фильтра.
  • Масляный охладитель. Через корпус теплообменника циркулирует масло и охлаждающая жидкость.
  • Охладитель способствует поддержанию теплового баланса двигателя и препятствует перегреву масла.
  • Клапан масляной форсунки. Открывается при достижении в системе расчетного давления, открывая магистраль к форсункам.
  • Масляная форсунка. Разбрызгивает масло на днище поршня, отводя от него тепло.
  • Редукционный клапан. Срабатывает при достижении в системе чрезмерного давления, защищает ГБЦ от лишнего масла.

Важность прямой подачи масла

Нехватка теплового зазора наиболее опасна и может вызвать не только перегрев, но и заклинивание двигателя. Даже малейший задир способен привести к разбалансировке и последующему ремонту. Маслосъемные кольца при критических нагрузках также дают обратный эффект и улучшить состояние силовой установки можно только обеспечив скольжение движущихся элементов. В современном моторе масленые форсунки служат для смазки поршневой группы независимо от динамики движения

Не менее важно и теплоотведение, которое позволяет сократить детонацию и обеспечить безопасность в управлении автомобилем

Даже если установка масляных форсунок не была предусмотрена производителем, внедрение такой системы поможет разгрузить мотор. Если взять за пример автомобиль ВАЗ, то модель 2106 нуждается в доработке, а ВАЗ 2112 уже имеет хорошо организованное решение для поршневой группы. Такая система обладает важными критериями, которые отражаются на работе мотора.

  • Уменьшение износа и увеличение ресурса шатунно-поршневой группы и цилиндров;
  • Снижение термических нагрузок и невозможность критических температурных расширений;
  • Более уверенный холодный старт и отсутствие проблем при работе силовой установки;
  • Смазка всей рабочей поверхности цилиндра в достаточном количестве.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лига Скорость
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: