Масла и их отработка
В процессе использования масел происходит обогащение нефтепродуктов побочными соединениями, такими как:
- шлам;
- сажа;
- вода;
- механические включения;
- продукты окисления.
При этом все примеси благодаря добавлению специальных компонентов находятся в состоянии взвешенности, что исключает негативное влияние на эксплуатационные качества продукта. Однако, по окончанию срока службы присадок происходит осаживание взвеси, что может привести к выходу из строя двигателей, которые подвергаются воздействию отработанных масел.
Восстановление свойств масел осуществляется посредством проведения специальной очистки, после которой нефтепродукты могут применяться для различных целей:
- в качестве жидкостей для гидравлических устройств;
- при обработке древесины как противогрибковое средство;
- топливо для печей или дизеля.
Для сохранения свойств восстановленных нефтепродуктов рекомендовано хранение их в закрытой таре с целью недопущения попадания ультрафиолетовых лучей, которые провоцируют выпадению в осадок взвеси.
Три способа. Какой лучше?
Первый это традиционный способ
— снять агрегат, промыть его с помощью мойки высокого давления и химии, затем полностью разбираем его, помещаем части в ванну с химией и отмываем их. Способподходит не всем — трудозатратный , да и дорогостоящий, поэтому детально останавливаться на нем мы не будем.
Мягкая промывка: безопасно, но не всегда достаточно
Второй способ — мягкая промывка
, хорошо подходит подавляющему большинству автовладельцев. Суть этого метода заключается в следующем: нужно слить старое масло и залить новое с большим щелочным числом , в идеале – дизельное масло, не стоит бояться заливать его в бензиновый двигатель. При более «нежном» двигателе (например, он рассчитан на вязкость 5W30), можно использовать минеральное масло. После заливки нужно проездить примерно 2 тыс. километров, потом слить его, заменить таким же, или, чтобы эффект был более ощутим, то стоит еще залить мягкую промывку, в продаже их довольно много.
Кстати, промывка существенно усиливает моющие свойства масла. Однако иногда этой процедуры недостаточно. В любом случае, желательно начинать очистку двигателя с мягкой промывки, поскольку это является методом безопасным и правильным
Агрессивная промывка: тестируем средства
Третий способ представляет собой агрессивную промывку. Нужно залить в двигатель, прямо в старое масло, специальную жидкость, запустить, пусть поработает, примерно полчаса (смотря как предполагает инструкция), затем промывка сливается прямо со старым маслом.
Однако не все промывки хорошо справляются со своей задачей, кроме того, промывки довольно агрессивные, что отражается на уплотнительных прокладках, а также сальниках.
Последнее время на просторах Интернета стали чаще обсуждать эффективность промывки и раскоксовки двигателя путем добавки Димексида
, его можно купить в аптеках. Сегодня для тестов я купил этот препарат, он мне обошелся в 54 рубля, и будем проводить эксперименты.
Кроме этого препарата в тестах будут принимать участие уайт-спирит и жироудалитель , которые стали лидерами народных экспериментов.
Что эффективнее?
Итак, чтобы условия были равными для каждого средства, берем один поршень, распиливаем его на куски, каждый кусок помещаем в отдельную колбу, и заливаем эти куски уайт-спиритом, жироудалителем и Димексидом. Помещаем колбы на плитку, чтобы жидкости не остывали, и не кристаллизировался Димексин.
Наблюдаем реакцию в колбе с жироудалителем, пошла какая-то пена, уайт-спирит никаких признаков жизни не проявляет. Через несколько минут мы видим, что жидкость в колбе с Димекидом сильно потемнела, жироудалитель тоже, хотя и меньше, уайт-спирит никак не сработал.
Лучше всех себя проявило себя аптечное средство
, шлам легко удаляется даже без механического воздействия, уайт-спирит не дал какого-то ощутимого результата. Жироудалитель сделал свою работу, только поверхность стала какой-то матовой, шероховатой – очевидно, что онвступает в химическую реакцию с алюминием , поэтому никак нельзя советовать в двигатель его заливать ни в коем случае нельзя.
Чтобы использовать Димексид в качестве промывки, нужно на каждый литр масла налить 100 мл. препарата . Ранее мы уже чистили таким способом двигатель и поршни
, все очистилось просто отлично, мы ожидали эффекта, но не думали, что получится настолько хорошо.
Классификация отработанных нефтепродуктов
Масла отработанные моторные (группа ММО)
- Авиационные
- Карбюраторные
- Дизельные
- Компрессорные
- Вакуумные
Масла отработанные индустриальные (группа МИО)
- Индустриальные
- Гидравлические
- Турбинные
- Трансформаторные
- Приборные
- Притирочные
- Кабельные
Смеси нефтепродуктов отработанных (группа СНО)
- Промывочные жидкости
- Трансмиссионные масла
- Обкаточные масла
- Осевые масла
- Цилиндрические масла
- Масла для термической обработки металлов
- Масла для прокатных станов
- Нефтепродукты, извлекаемые из отработанных эмульсий
- Смеси нефти и нефтепродуктов, собраны при зачистке
- Средств хранения, транспортирования и очистных сооружений
Эксплуатационные загрязнения в нефтяных маслах
ВИД | СОСТАВ | ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ | УСЛОВИЯ ПОЯВЛЕНИЯ |
Углеродные | Смолы, асфальтены, карбены, карбоиды, асфальтогеновые и оксикислоты, кокс, сажа и т.д. | Окисление углеводородов, входящих в состав масла, термическое разложение масла | Контакт с кислородом воздуха при высокой температуре, неблагоприятный тепловой режим работы двигателя и неполное сгорание топлива (для моторных масел) |
Остаточные | Углеводородные загрязнения, окислы металлов и кремния, вода | Соприкосновение с загрязненными деталями масляных и гидравлических систем | Заправка масла в масляные и гидравлические системы без предварительной промывки системы |
Атмосферные | Окислы металлов и кремния, вода | Контакт с запыленным и влажным воздухом | Отсутствие или малая эффективность воздушных фильтров |
Контактные | Окислы металлов, частицы конструкционных материалов | Коррозия металлов, разрушение отдельных элементов масляных и гидравлических систем под действием масла | Применение в машинах и механизмах металлов, корродирующих под действием масла, и нестойких к маслу материалов |
Износные | Металлы и их сплавы | Износ смазываемых деталей, агрегатов масляных и гидравлических систем | Применение металлов с недостаточной прочностью, применение масел с низкими смазывающими свойствами |
Газовые | Воздух, пары топлива, выхлопные газы | Подсос воздуха, попадание паров и газов из камеры сгорания двигателя из камеры сгорания двигателя, вспенивание масла | Негерметичность системы, отсутствие пеногасителей, присутствие воды в масле |
Основу упоминаемых в дальнейшем механических примесей в отработанных маслах составляют контактные и износные загрязнения.
Нормативные требования к отработанным нефтепродуктам, поступающим на регенерацию
Наименование показателей | Значения показателей для масел | ||
гр. ММО | гр. МИО | гр. СНО | |
Кинематическая вязкость, х 106 ,
м 2/с, при температуре, град. С: 50 100 |
≥25 ≥5 |
≥5 — |
— — |
Условная вязкость при 20 град. С, ст |
≥29 |
≥3 |
— |
Содержание, % масс:
механических примесей воды топлива (легких углеводородных фракций) |
≤1 ≤2 ≤10 |
≤1 ≤2 ≤10 |
≤1 ≤2 ≤10 |
Как очистить отработку самостоятельно
В домашних условиях отработанное масло можно очистить в несколько этапов:
- Удалить твердые фракции, образующие осадок. Жидкости дать отстояться в течение 10-12 дней, грязь и металлическая стружка лягут на дно, отстой аккуратно отделить от осадка.
- Химическая очистка. В отработку добавляют коагулирующие агенты, эти реагенты связывают растворенные присадки и тяжелые металлы с образованием осадка. Коагулирующими свойствами обладают фосфат натрия, хлористый цинк или жидкое стекло. После добавления коагулянта, состав тщательно перемешивают и дают отстояться в течение 2-3 дней. Расход коагулянтов указан в инструкции по применению, к примеру, на 5 литров отработки достаточно 200-300 мл жидкого стекла.
- Механическая очистка. Для удаления мелкодисперсных примесей и коагулированного осадка используют песочные фильтры или нетканое синтетическое полотно.
Очищенный таким образом состав готов к употреблению в качестве пропитки. Отработка гигроскопична, легко впитывает атмосферную влагу, большое содержание влаги снижает адгезию. Хранят состав в металлической герметичной таре.
Очистка отработки кустарно
К физическим методам относятся отстаивание, центрифугирование, фильтрация, перегонка.
Отстаивание — наиболее простой и дешевый способ отделения от отработанных масел большей части воды и примесей крупных твердых частиц, осуществляется в отстойниках различной геометрии. Центрифугирование также позволяет отделить воду и твердые частицы от масла; процесс выполняется с помощью центрифуг периодического или непрерывного действия, не требует больших затрат времени и энергии. Фильтрация позволяет отделить от масла дисперсные частицы практически любых размеров, а также воду; выполняется на различных фильтрах, например фильтр-прессах.
Более прогрессивны ленточные, барабанные и дисковые вакуум — фильтры, работающие в непрерывном режиме. Фильтрующими элементами являются пористые материалы: текстиль, бумага, картон и др. Для отделения воды от масла иногда применяют сепарирующие центрифуги.
Перегонка позволяет отделить от масла легколетучие фракции, в частности бензин, попадающий в масло при неисправном двигателе. Еще более эффективна вакуумная перегонка, при которой получают в качестве дистиллята высококачественные базовые масла. Перегонка может осуществляться в несколько стадий с использованием тонкопленочного испарителя. Остаточное давление в системе составляет 8-12 кПа, температура на первой стадии составляет 218 — 260 °С, на заключительной 325 — 345 °С. Реализация метода требует специального оборудования, значительных капитальных и текущих затрат и может быть осуществлена на специализированных предприятиях.
Очень часто в регенерационной установке сочетаются несколько физических методов, например магнитная сепарация металлических частиц и фильтрация с помощью центрифуги.
Интересный опыт регенерации отработанных масел физическими методами накоплен финской . Отработанные масла собираются с промышленных предприятий, станций технического обслуживания автомобилей, автозаправочных станций и т. п. При переработке сначала методом центрифугирования из масла выделяют металлы и другие взвешенные частицы, затем масло фильтруют и обезвоживают. Для изготовления из образовавшегося «сырого» масла продукта, пригодного для использования в качестве смазочного материала, в него добавляют соответствующие присадки. на неспециализированном предприятии регенерирует в год 50 тыс. т отработанных масел.
К физико-химическим методам относятся коагуляция, адсорбция и экстракция, т. е. методы, основанные на использовании поверхностно-активных веществ, адсорбентов, экстрагентов и т. п.
Коагуляция позволяет очистить отработанное масло от загрязнений путем коагулирования (укрупнения) частиц. Для этих целей применяют электролиты, поверхностно-активные вещества, некоторые высокомолекулярные соединения с гидрофильными свойствами и др.
Наиболее эффективным коагулянтом является метасиликат натрия. В промышленности при очистке масел применяют 30%-ные (масс.) водные растворы этого соединения. Расход его составляет 5% (масс.) от отработанного дизельного масла и 3 % от отработанного индустриального масла. На процесс влияют интенсивность и продолжительность перемешивания, температура масла и другие факторы. Адсорбция используется для окончательной очистки и проводится с помощью отбеливающей глины, силикагеля, алюмосиликатов и других веществ. Для осуществления процесса необходимо специальное оборудование: периодические или непрерывные адсорберы. Экстракция применяется для разделения на фракции отработанных масел с помощью селективных растворителей, т. е. таких веществ, которые способны избирательно растворять те или иные компоненты смеси
Где используется отработанное моторное масло
Индивидуальные застройщики чаще всего используют очищенную отработку для пропитки стен гаражей и сараев, в сельской местности – для обработки сельскохозяйственных построек. Деревянный ростверк и окладной венец сруба можно смело покрыть отработанным маслом. В качестве положительных свойств отработанной масляной жидкости отмечают:
- Доступность и низкую стоимость;
- Состав защищает дерево от влаги и негативных разрушающих факторов окружающей среды;
- Обладает антисептическими свойствами, защищает дерево от вредоносных насекомых;
- Глубоко впитывается, не вымывается атмосферной влагой и не разрушается солнечным ультрафиолетом;
- Не требует специального инструмента, обработать древесину можно самостоятельно с помощью кисти и валика.
В качестве недостатков пропитки на основе отработанного масла отмечают:
- Не рекомендуется применять отработку для жилых построек и бань;
- Имеет специфический запах, который может сохраняться до полугода;
- Древо теряет естественный цвет и текстуру, цвет древесины приобретает темно-серый оттенок;
- Обработанная маслом поверхность обладает низкая адгезией, на такую поверхность трудно нанести краску;
- Отработанное масло пожароопасно.
Какое отработанное масло можно использовать и что можно обработать
Идеально подойдет отработанное масло легкового автомобиля. Это в основном масла с минеральным составом. Противный аромат и вредные вещества выводятся из такого масла всего за несколько дней и его можно использовать с минимальным вредом. Категорически нельзя применять масла от тяжелой техники, масла, которые использовались в промышленной зоне, а также трансформаторные и трансмиссионные масла. Содержание канцерогенов в таких маслах просто зашкаливает.
Используется отработка для защиты древесины, которая будет применена в нежилых помещениях. Это могут быть гаражи, сараи, хозяйственные постройки, деревянные заборы, столбы и т.д. Также обработка дерева отработкой будет актуальна для срытых частей фасада дома, чернового покрытия.
Пропитывают отработкой обычно не всю древесину, а только те ее части, которые соприкасаются с землей или поддаются особо сильному воздействию влаги. Остальные же части покрывают составами, которые не так сильно портят внешний вид дерева.
Вопрос можно ли использовать отработку для обработки дерева остается открытым. Ответ каждый хозяин находит для себя сам. Ирина Железняк, Собкор интернет-издания «AtmWood. Дерево-промышленный вестник»
Преимущества и недостатки
Срок хранения моторного масла и можно ли использовать просроченное моторное масло Обработка древесины просто необходима. Естественно, для этого существуют специальные химические средства – краски. Но стоят они дорого, цвет сохраняют недолго, качество не всегда радует, а срок эксплуатации такого покрытия короткий. Использовать отработанное масло в таких целях намного лучше, но у такого чудо-средства существуют как преимущества, так и недостатки.
Плюсы | Минусы |
Для древесины и металла вещество становится не только защитой от дальнейших разложений и порчи, но оперативным способом остановить уже имеющиеся проблемы. | Древесину и металл, покрытые таким веществом, используют исключительно при внешней отделке дома. Обработанный отработкой материал является токсичным и выделяет канцерогены в окружающую среду. |
Для дерева и метала это уникальная пропитка, которая заполняет все микротрещины и сколы. | Еще одним недостатком может стать то, что переизбыток отработанных масел на конструкции дает неприятный запах. |
Деревянный и металлический предмет получит новый цвет, который будет сохраняться долгое время. | Отработанное масло выделяет отравляющие элементы в почву и воздух при разложении материала. |
С помощью небольшого количества вещества можно обработать огромную площадь. | Легко воспламеняется любой предмет, если для покрытия использовано данное средство. |
Моторному маслу приписывают огромное количество положительных и отрицательных характеристик. Сделать мгновенный вывод относительно целесообразности вторичного использования не получится, все зависит от ситуации.
Адсорбционная очистка отработанных масел
Данный вид восстановления относится к физико-химическим действиям. Он основан в первую очередь на действии адсорбентов — специальных веществ, которые вводятся в состав смеси и действуют на подобии магнита, то есть притягивают и образую соединения с частицами загрязнений. Таким образом, адсорбенты образуют что-то на подобии гранул, заполненных крупными частями, загрязняющими отработанное масло. Как правило роль адсорбентов выполняют отбеливающие глины, светлые бокситы, цеолиты природного происхождения ), однако зачастую использую искусственно произведенные вещества, например: силикагель, окись алюминия, сплавы на основе алюминия, а также синтетические цеолиты.
Адсорбционная очистка может производится двумя способами. Первый подразумевает обычное смешивание отработки и адсорбентов, второй является более сложным — метод противотока, то есть отработанное масло движется навстречу очищающим элементам. Данный метод регенерации осуществляется достаточно редко, так как по мимо высокой стоимости имеет ряд других существенных недостатков, одним из которых является остатки большого объёма адсорбентов, которые являются токсичными веществами и требуют утилизации.
Очистка отработанного масла физическими методами
К физическим относят методы, использование которых позволяет удалять только механические примеси: песок, пыль, частички металла, смолистые, асфальтообразные, коксообразные и углистые вещества, горючее. При этом химическая основа очищаемого сырья остается неизменной.
На практике очистка отработанного масла физическими методами осуществляется отстаиванием, фильтрацией, сепарацией (центрифугированием), отгоном горючего и промывкой водой.
Отстаивание
Отстаивание зачастую является первым и обязательным этапом очистки. Его суть базируется на естественном осаждении механических примесей и воды, находящихся во взвешенном состоянии, при спокойном стоянии масла. При этом ключевое воздействие определяется силами тяжести. Если вспомнить уравнение Стокса, то можно констатировать, что скорость осаждения механических частиц будет тем больше, чем больше их размер и удельный вес, и меньше вязкость масла.
В наибольшей степени подвержены выпадению в осадок металлические частицы, смолистые вещества и кокс.
Отметим, что отстаивание отработанных масел далеко не всегда приводит к желаемому результату. Иногда даже при существенном увеличении длительности процесса большинство примесей так и остаются во взвешенном состоянии, т.е. масло практически не отстаивается. Такая ситуация чаще всего наблюдается при очистке отработанных дизельных и автомобильных масел, в состав которых входят диспергирующие (моющие) присадки, а также масел, загрязненных мелкодисперсными примесями.
Сепарация
Сепарация представляет собой процесс центрифугирования. Центробежные силы оказывают влияние на наиболее тяжелые частицы, которые перемещаются к стенкам сосуда, образуя кольцевой слой отложений. Второй слой состоит из воды, а третий – из очищенного масла.
Фильтрация
Фильтрацией называют процесс разделения неоднородных систем с помощью пористых перегородок. Свойства последних позволяют одни фазы задерживать, а другие наоборот – пропускать.
Отгон горючего
Отгон горючего применяется при обработке масел из двигателей внутреннего сгорания. Без данной процедуры невозможно получить масла с необходимой вязкостью и температурой вспышки. Физическая основа метода отгона горючего – это разность температур кипения топлива и масла. В случае нагревания отработанного сырья сначала из него испаряется топливо и только потом масло. При знании соответствующих температур кипения нагревание прекращают в момент начала испарения масляных фракций.
Промывка водой
Промывку водой применяют в случае необходимости очистки масел от кислых продуктов – водорастворимых низкомолекулярных кислот и мыл. Если масло уже подверглось глубокому старению, то такая промывка не способна восстановить его полностью.
После того, как вода растворила кислоты, она отделяется от масла сепарацией при подогреве до 60 ºС.
Утилизация моторного масла
Отработанное масло относится к опасным отходам. Оно может нанести значительную угрозу здоровью людей и природе, попадая в почву, поверхностные и грунтовые воды.
Причем эта жидкость даже опаснее нефти, из которой произведена, так как в ее состав входят различные присадки, а в процессе эксплуатации образуются разного рода примеси и загрязнители.
Использованное масло нерастворимо, оно химически устойчиво, в нем могут присутствовать токсические соединения и тяжелые металлы. Естественным образом оно разлагается довольно долго.
Законодательными актами в России сбор и переработка отработанного масла, как опасного отхода, в принципе, регулируется. Запрещено его захоронение в воде и земле, а также сжигание без проведения удаления имеющихся в составе присадок.
Специализированными организациями, имеющими лицензию на подобного рода деятельность, осуществляется сбор м утилизация отработанного масла. Однако, несмотря на принимаемые меры, часть его просто сливается в канализацию, землю или водоемы, загрязняя среду нашего обитания.
Низкая эффективность мер, направленных на улучшение положения дел в области утилизации моторного масла объясняется несколькими причинами:
- отсутствием достаточной ответственности собственников отработанных материалов и заинтересованности в их переработке;
- плохо налаженным учетом отработки;
- отсутствием координации участников рынка;
- высокой стоимостью инфраструктуры, необходимой для сбора и утилизации;
- недостаточно развитой экологической культурой наших граждан.
Лишь небольшой процент (не более 20%) отслужившего свой срок продукта в нашей стране поступает на переработку.
Примечание. В Северной Америке и Западной Европе осуществляется регулирование сбора и переработки отработанных нефтепродуктов на законодательном уровне.
Например, в развитых европейских странах регенерируется до 90% отработанных нефтепродуктов, что обеспечивается развитой инфраструктурой.
Однако предпринимаемые государством меры по решению проблемы позволяют надеяться, что уже в ближайшем будущем и в нашем государстве будет разработана работающая бизнес-схема переработки использованного продукта.
Сегодня существует несколько способов повторного использования отработанного масла. Например, обезвоживание или термокрекинг. Одним из наиболее предпочтительных по экономическим и экологическим соображениям является его регенерация, обеспечивающая частичное или полное восстановление качественных показателей вторичного сырья.
Технологии регенерации от компании GlobeCore
Оборудование для организации такого бизнеса должно быть проверенным и надежным, так как у малого (да еще и начинающего) бизнеса нет права на простои и ремонты. Потому мы не рекомендуем покупать сильно б/у или дешевое оборудование. Процессы регенерации происходят в условиях глубокого вакуума и повышенных требований к герметичности, поэтому даже визуально качественное оборудование может оказаться непригодным — например, если не справляется вакуумный насос, протекает гидравлический насос, или, не дай Бог, проржавел или лопнул сварной шов.
Вам и так предстоит много труда — организовать скупку и продажу масла, наладить постоянных клиентов. Поэтому лучше заранее обезопасить себя насчет качества продукции — если она будет ненадлежащей, ее будет невозможно или неэтично продать, она может повредить оборудование покупателей и навлечь на вашу голову рекламации. Так что лучше работать сразу с теми, кто знает свое дело.
Мы рекомендуем купить оборудование GlobeCore и при этом сразу же договаривайтесь о максимально возможном сроке гарантии, оговорите условия выезда специалистов к вам на объект. Да, это тоже инвестиции, но это инвестиции в гарантию того, что ваше производство будет РАБОТАТЬ. И работать качественно.
Как и чем почистить двигатель от масла снаружи: как убрать горючую смесь с системы охлаждения
За долгие годы использования транспортного средства на его системе охлаждения образуется накипь и солевые отложения. Избежать этого не удастся, так как подобные «наросты» являются результатом работы антифриза.
«Если проблему нельзя победить, нужно ее возглавить», рассуждает каждый здравый водитель, и отправляется в магазин за чистящими средствами.
В наши дни есть большой выбор качественных средств, которые отлично справляются со своими очищающими функциями. Главное – четко соблюдать инструкцию, чтобы не перестараться.
Очистить систему охлаждения очень просто. Для этого:
- Слейте отработанную охлаждающую жидкость.
Приготовьте смесь уксуса и дистиллированной воды (в случае, когда вы не приобретали специальных средств).
Включите двигатель и дайте ему поработать несколько часов.
Слейте лишнюю жидкость.
Залейте новую охлаждающую жидкость.
Но если вы сами боитесь залезать под капот и не знаете, чем чистить двигатель от масла и грязи и как смыть горючую смесь, обратитесь к профессионалам. Правда, ни одна станция техобслуживания не дает гарантии, что после промывки «сердце» авто будет биться так же хорошо, как до.
В поисках качественной горючей смеси для авто водитель всегда стремится найти самый лучший продукт, который был бы универсальным и сочетал в себе все компоненты всех ведущих марок производителей.
Масла HESSOL отвечают всем требованиям современного быстрого ритма жизни и позволяют водителю получить качественный продукт оригинального немецкого происхождения.
Как быть с моторным маслом
Избавляться от отработанного масла — не всегда разумно, ведь можно преобразовать его в дешёвое топливо для масляной печи, пропитку для деревянных поверхностей или смазку для различного оборудования.
Как очистить моторное масло, все варианты:
- Дайте отстояться смеси, а затем слейте верхний слой.
- Тщательно размешайте или используйте центрифугу, затем слейте или отсосите верхний маслянистый слой.
- Пропустите эмульсию через фильтр: марлю, газету и т. д.
- Можно также использовать деэмульгатор.
Всё в хозяйстве пригодится, поэтому не спешите избавляться от подпорченного водой масла.
Источник