Температура и причины кипения жидкостей в двигателе
Не рекомендуется использовать вместо ОЖ воду, так как она не может качественно охлаждать двигатель. Если в бочке под капотом залита вода, то при атмосферном давлении 760 мм точка кипения жидкости в градусах составит 100. В зависимости от типа использующегося хладагента, этот показатель может быть разным. У антифриза стандарта G11 или G12 красного, зеленого или любого другого цвета температура кипения составит 120°C. Если в радиаторе системы охлаждения залит традиционный Тосол, то – 105°C-110°C.
Пользователь Роман Романов снял ролик, в котором рассказал о причинах закипания силового агрегата.
Ниже разберем причины, почему после остановки двигателя или во время движения происходит кипение в ДВС хладагента Felix А40, Мотюль, Аляска, Тосол и других.
Недостаточное количество ОЖ
Это считается одной из основных причин закипания. В идеале уровень расходного вещества должен располагаться между рисками MIN и МАХ на резервуаре. Если падение объема связано с недоливом жидкости, то первое, что надо делать – добавить хладагент в систему. Когда причина заключается в утечке, необходимо ликвидировать проблему, после чего залить в бачок недостающий объем жидкости. При наличии протечки давление в охладительной системе не соответствует норме, это приводит к тому, что силовой агрегат машины закипает
При диагностике обратите внимание на пробку резервуара. В случае если она повреждена и не фиксируется нормально на резьбе, ее надо поменять
Нехватка хладагента может быть связана с его испарением.
Неисправность вентилирующего устройства
С такой проблемой часто сталкиваются владельцы современных машин, оснащенных электрическими вентиляторами. Когда температура хладагента в расширительном бачке увеличивается до определенной точки, включается контроллер, который замыкает электроцепь активации устройства и включает его. В результате срабатывания температура работы мотора снижается. Есть вариант диагностики вентилятора. Посмотрите на устройство, когда температура хладагента в двигателе увеличится до 100 градусов и выше. Если девайс не включился, то попробуйте замкнуть контакты, подсоединенные к контроллеру активации вентилятора. Когда замыкание не помогло, то причину надо искать в электрическом моторе устройства. Вероятнее всего, вентилятор придется поменять.
Электрический вентилятор авто
Воздушная пробка
Еще одна причина, по которой хладагент Феликс или любой другой кипит, может заключаться в появлении воздушной пробки в охладительной системе. Наличие воздуха приводит к тому, что нарушается циркуляция жидкости. Обычно появление воздушной пробки связано с заменой ОЖ. Чтобы избавиться от проблемы, необходимо поставить автомобиль, приподняв его переднюю часть. После этого откройте капот и открутите крышку на радиаторном устройстве, заведите двигатель. В это время помощник должен быстро нажать несколько раз на педаль газа, одновременно вы нажимаете на шланги охладительной системы. При этом в расширительном бачке могут появляться пузырьки, они говорят о выходе воздуха из магистралей. После удаления пробки добавьте в систему необходимое количество жидкости.
Некачественная ОЖ
Такая проблема известна всем автовладельцам, которые в свое время сэкономили на покупке вещества. Если вы приобретаете низкокачественный хладагент, то он может быть разбавлен с водой. А так как ее температура кипения более низкая, соответственно, возникает вероятность закипания агрегата.
Неисправность прокладки ГБЦ
Если уплотнитель ГБЦ прогорает, это приводит к нарушению герметичности охладительной системы. При этом антифриз будет попадать в каналы смазки моторной жидкости, а масло смешается с хладагентом. Для диагностики проблемы запустите силовой агрегат машины, помощник в это время должен начать движение. Если при увеличении оборотов и трогании в расширительном резервуаре появились пузырьки, это говорит о повреждении прокладки, вы сможете только поменять ее. При износе уплотнителя из глушителя пойдет белый дым с остатками хладагента, также следы антифриза будут на свечах зажигания. Объем охлаждающей жидкости снизится.
Неисправности в охладительной системе
Речь идет о поломках водяного насосного устройства или использовании узлов от других изготовителей. Причина может заключаться в загрязнении радиатора. Если в вашем авто вентилирующее устройство установлено на насосе, проблема может быть связана с отсутствием нормального воздушного потока. Когда используется насосное устройство без защитного кожуха, это приводит к обдуву силового агрегата горячим воздушным потоком, скапливающимся в моторном отсеке.
Причины закипания антифриза
В действительности кипеть жидкость начинает в двух случаях: либо нарушен состав самого антифриза, либо в системах авто что-то не так, и алгоритм работает со сбоями. В норме кипения и тем более выкипания быть не должно – это свидетельствует о перегреве смеси.
Низкое качество смеси.
Большинство антифризов на рынке на 90 % состоят из моноэтиленгликоля, еще 3–5 % составляет вода, а 5–7 % – присадки. Средняя температура кипения такой жидкости – 115 градусов. Если состав нарушен и воды в антифризе больше, чем нужно, температура кипения снижается, и охладитель закипает, в том числе при нормальной работе двигателя и других систем
Способ не допустить этого – покупать качественный и проверенный антифриз, не смешивать жидкости, которые не сочетаются друг с другом, избегать подделок и с осторожностью относиться к непроверенным продавцам
Отработанный хладагент. В процессе эксплуатации ОЖ неизбежно происходит выработка присадок, которые имеют свой рабочий ресурс. В случае с антифризами класса G11 он составляет 2-3 года, G12 – 3-5лет, G13 – до 6-7 лет.
это важно! Но в среднем через каждые 3-4 года работы нужно менять охлаждающую жидкость именно по причине окончания срока действия ее ингредиентов. Со временем теряет свои первоначальные свойства и базовый состав хладагента
Такой антифриз может закипеть в условиях, вполне приемлемых для нового качественного состава. Если вы заметили признаки «старения» антифриза (например, он потемнел), лучше заменить такую жидкость, не дожидаясь регламентного срока.
Воздушная пробка. Достаточно часто ОЖ закипает в системе охлаждения из-за образования воздушной пробки, препятствующей нормальной циркуляции хладагента. Такое явление иногда происходит после замены охлаждающей жидкости. Чтобы устранить воздух из системы, машину устанавливают под уклоном, приподнимая переднюю ее часть. После этого выкручивают пробку радиатора и запускают двигатель. Стравливать воздух лучше вдвоем: один человек легко нажимает на педаль газа, второй в это время сдавливает патрубки до тех пор, пока в горловине радиатора перестанут появляться пузырьки. Если этот способ не принес результата, то ослабляют верхний патрубок, который приходит от печки, предварительно подготовив емкость для слива жидкости. Затем включают мотор и наблюдают за вытекающим антифризом: если воздушные пузырьки больше не идут, значит, пробка успешно удалена. Остается долить хладагент до нормы.
Недостаточное количество ОЖ
Если в автомобиле кипит антифриз, то прежде всего нужно обратить внимание на уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. Недостаточное количество ОЖ – одна из наиболее распространенных причин закипания хладагента
Что в этом случае требуется от автовладельца? Разобраться с причиной падения уровня жидкости и долить недостающий объем антифриза. Прежде чем заливать ОЖ, нужно дождаться, пока система остынет, т. к. разогретый состав может под давлением вырваться наружу и нанести ожог. Затем следует убедиться, что утечек нет, хомуты затянуты, шланги и патрубки повреждений не имеют. Если дефектов не обнаружено, можно доливать антифриз.
Неисправности в автомобиле
. Есть и другая причина. Если жидкость качественная и Вы в этом уверены, она может закипеть при излишнем превышении рабочей температуры. Это значит, что двигатель слишком сильно нагревается, и это может быть вызвано сбоями в работе систем.
На что смотреть.
В первую очередь следует проверить:
Радиатор
. Износ самого радиатора – причина, по которой он может приводить к закипанию антифриза. Каналы, по которым течет жидкость, забиваются пылью, в них попадают насекомые, на них образуются отложения. В результате они становятся уже, и протекающий по ним охладитель не успевает остынуть и перегревается.
Что делать при закипании Тосола
Если антифриз начал кипеть, из-под капота выходит густой дым, а датчик температуры мотора показывает более 100 °C, то нужно немедленно действовать. Во-первых, необходимо сразу же снять нагрузку с двигателя. Для этого включаем нейтральную передачу и плавно останавливаемся, не выключая двигатель. В тот же момент нужно включить вентилятор или печку, чтобы силовой агрегат машины быстрее остыл. Глушим двигатель только после того, как автомобиль окончательно остановился, но печку оставляем включенной.
Дым из-под капота авто
Далее открываем капот автомобиля, чтобы обеспечить обдув двигателя воздухом, и ждем около 20–30 минут. Ни в коем случае не открывайте расширительный бачок, иначе антифриз может мощным потоком брызнуть вам в лицо! После того как мотор остыл, нужно вызвать эвакуатор. Если такой возможности нет, нужно выполнить следующие действия.
Для начала открываем расширительный бачок и доливаем небольшое количество антифриза. Далее заводим авто и медленно двигаемся в сторону ближайшей мастерской. В процессе езды нужно внимательно контролировать температуру двигателя. Если стрелка датчика подходит к отметке в 100 °C, то машину нужно остановить и лишь через некоторое время продолжить движение.
Доливание антифриза в расширительный бачок
В случае если у вас уже есть опыт ремонта охлаждающей системы, можно попытаться устранить проблему своими руками. Для этого нужно прочистить радиатор охлаждения, заменить помпу и вентилятор. После этого необходимо отключить патрубки от термостата и ликвидировать воздушную пробку. В случае необходимости, нужно заменить датчик температуры охлаждающей жидкости. Однако лучше всего подобные работы доверить специалистам. Вам же следует постоянно следить за температурой силового агрегата и быть уверенным в том, что кипения и замерзания хладагента в вашем авто не произойдет.
Что делать если из под капота повалил пар?
В первую очередь НЕ СТОИТ ПАНИКОВАТЬ, ничего страшного еще не произошло, даже если из под капота повалил пар!
Пар из под капота идет чаще всего когда поломка только случилась. Например, оборвался патрубок ОЖ, или прохудился радиатор
Если Вы заметили пар, следует немедленно остановиться на обочине и обратить внимание на датчик температуры ОЖ. Если температура ОЖ в норме или чуть выше нормального значения, то переведите регулятор печки на самый горячий воздух и включите печку на полную, дайте автомобилю поработать пару минут на холостом ходу и только после заглушите двигатель
Хочу Вас обрадовать, Вы вовремя среагировали и не перегрели свой автомобиль. О том, как устранить течь ОЖ чтобы продолжить движение я уже рассказывал. Сегодня мы поговорим о том случае, когда Ваш автомобиль именно «закипел», когда температура ОЖ завалила в красную зону, а пар из под капота повалил именно из-за перегрева.
2 Кипит антифриз – причины
Ниже рассмотрим возможные причины закипания антифриза и способы их устранения.
Недостаточный уровень ОЖ в расширительном бачке. Необходимо следить за ее уровнем в течении эксплуатации, если он недостаточный, то нужна доливка. Следует дождаться, когда жидкость остынет, чтобы залить нужное количество жидкости. Причина в том, что при нагревании жидкость расширяется и увеличивается в объеме. Чтобы долить антифриз, нужно открутить крышку на расширительном бачке и заливать ОЖ, пока ее уровень не окажется между отметками минимума и максимума. Причиной недостаточного уровня жидкости в бачке может быть утечка или недолив при обслуживании.
Неисправность радиатора. Возможны следующие проблемы при его работе:
- Засорение труб радиатора происходит из-за попадания в него грязи, нарушается циркуляция ОЖ, что приводит к недостаточному охлаждению двигателя и его перегреву.
- Во время эксплуатации в охлаждающей системе возникает накипь, образуются соли, которые оседают на трубах и внутри радиатора, что снижает их проходимость. Особенно быстро это происходит при использовании некачественной ОЖ. Эффективность охлаждения падает.
- Радиатор может не работать по причине неисправности вентилятора. В этом случае в системе охлаждения не будет поддерживаться необходимая температура. Определить, что не работает вентилятор, можно на слух: если вентилятор не будет крутиться, то двигатель будет работать тише обычного.
Для возобновления работоспособности охлаждающей системы, в случае засорения и нарушения проходимости, необходимо промыть радиатор и всю систему, очистив от накипи и загрязнений. Если не работает вентилятор, причина может быть в неисправности проводки или в перегоревшем предохранителе. Нужно прозвонить проводку и проверить предохранитель.
Неисправный термостат. Это устройство представляет собой клапан, который может занимать два положения: открытое и закрытое. Термостат регулирует температуру жидкости в охлаждающей системе двигателя. При закрытом клапане двигатель холодный, антифриз циркулирует по малому контуру, благодаря этому ускоряется прогрев мотора. Когда двигатель нагревается, клапан меняет свое положение, открывается, ОЖ течет по большому контуру, охлаждаясь от радиатора.
При неисправном термостате возможны два варианта:
- ОЖ постоянно закипает, в этом случае она циркулирует только по малому контуру, не успевая охлаждаться, так как клапан заклинило в закрытом состоянии.
- Холодный двигатель долго прогревается.
Чтобы определить неисправность устройства, нужно заглушить мотор, открыть капот и осмотреть патрубки термостата
При осмотре следует проявлять осторожность, чтобы не получить ожоги при соприкосновении с патрубками. Нужно потрогать патрубок, присоединенный к радиатору
Если он более горячий по сравнению с остальными, этого говорит о неисправности термостата. В этом случае нужно не спеша добраться до ближайшего СТО и заменить неисправное устройство.
Важным элементом охлаждающей системы является воздушный клапан. С его помощью сбрасывается лишнее давление, появляющееся при перегреве. Если он неисправен, это может привести к выдавливанию кипящего антифриза в расширительный бак. Неисправную пробку нужно менять.
За прокачку антифриза по охлаждающей системе отвечает помпа – водяной насос. Обычно она идет в комплекте с ГРМ и меняется согласно регламенту, поэтому следует регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля.
Признаки попадания масла в антифриз
Существует ряд типичных признаков, по которым можно понять, что в охлаждающую жидкость (антифриз или тосол) попадает моторное масло. Вне зависимости от того, сколько именно смазки попадает в антифриз, перечисленные ниже признаки будут говорить о проблеме, которую необходимо решать как можно быстрее с тем, чтобы не допустить серьезных и дорогостоящих ремонтов двигателя машины.
Так, к признакам ухода масла в антифриз относится:
Изменение цвета и консистенции охлаждающей жидкости. Нормальный рабочий антифриз является прозрачной жидкостью синего, желтого, красного или зеленого цветов. Его потемнение по естественным причинам происходит достаточно долго, и обычно сопоставимо с регламентной заменой охлаждающей жидкости. Соответственно, если антифриз потемнел раньше срока, а тем более, его консистенция стала более густой, с примесями жира/масла, то это говорит о том, что масло пошло в антифриз.
- На поверхности антифриза в расширительном бачке охлаждающей системы двигателя имеется жирная пленка. Она видна невооруженным взглядом. Обычно пленка имеет темный оттенок и хорошо отражает световые лучи в разных цветах (эффект дифракции).
- На ощупь охлаждающая жидкость будет маслянистой. Для убеждения в этом можно капнуть на пальцы небольшое количество антифриза и растереть их между пальцами. Чистый антифриз никогда не будет маслянистым, он наоборот, достаточно быстро испарится с поверхности. Масло же, если оно имеется в составе антифриза, будет отчетливо ощущаться на коже.
- Изменение запаха антифриза. Обычно охлаждающая жидкость не имеет запаха вовсе или же имеет сладковатый аромат. Если же в нее попало масло, то жидкость будет иметь неприятный горелый запах. И чем больше масла в ней — тем аромат будет неприятнее и отчетливее.
- Частый перегрев двигателя. Из-за того, что масло снижает эксплуатационные характеристики антифриза последний не в состоянии нормально охлаждать мотор. В том числе снижается температура кипения охлаждающей жидкости. Из-за этого же возможно ситуация, когда антифриз будет «выдавливаться» из-под крышки радиатора или крышки расширительного бачка охлаждающей системы. Особенно это актуально для работы двигателя в жаркое время года (летом). Зачастую при перегреве двигателя наблюдается его неровная работа (он «троит»).
- На стенках расширительного бака системы охлаждения видны масляные разводы.
- На крышках расширительного бачка системы охлаждения и/или крышке радиатора с внутренней стороны возможны масляные отложения, а сверху из под крышки будет видна эмульсия масла и антифриза.
- При повышении оборотов двигателя в расширительном бачке видны выходящие из жидкости пузырьки воздуха. Это говорит о разгерметизации системы.
Приведенная выше информация систематизирована в таблице ниже.
Признаки поломки | Как проверить наличие поломки |
---|---|
Изменение цвета и консистенции ОЖ | Визуальный осмотр ОЖ |
Наличие на поверхности ОЖ масляной пленки | Визуальный осмотр ОЖ. Проверить наличие масляных разводов на внутренних стенках расширительного бачка системы охлаждения |
Охлаждающая жидкость стала маслянистой | Тактильная проверка ОЖ. Проверить внутреннюю поверхность крышек расширительного бачка и радиатора системы охлаждения |
Антифриз имеет запах масла | Проверить ОЖ с помощью обоняния |
Частый перегрев двигателя, выдавливание антифриза из-под крышки расширительного бачка, двигатель “троит” | Проверить уровень антифриза в системе, его состояние (см. предыдущие пункты), давление охлаждающей жидкости |
Выходящие пузырьки воздуха из расширительного бачка системы охлаждения | Чем выше рабочие обороты двигателя — тем больше воздушных пузырей, в любом случае это говорит о разгерметизации системы |
Таким образом, если автовладелец сталкивается хотя бы с одним из перечисленных выше признаков, то имеет смысл выполнить дополнительную диагностику, проверить состояние антифриза, и соответственно, приступить к поиску причин, приведших к представленной ситуации.
Действия водителя
Заметив, что в расширительном бачке начинает закипать тосол, нужно принять ряд обязательных мер. Не ждите, чтобы ОЖ начала выплёскиваться на горячий мотор. Раз жидкость закипает, на то есть соответствующие причины.
Заливаем антифриз в автомобиль
Вы знаете уже, при какой температуре обычно в машинах кипит антифриз, что провоцирует перегрев и к каким последствиям это может привести. Потому никто не захочет столкнуться с подобным на собственном авто. Необходимо начать охлаждать двигатель доступными способами, не забывая, что ОЖ сейчас находится под высоким давлением.
Есть несколько полезных советов и определённый алгоритм действий, позволяющий разобраться даже новичку в том, что ему делать, если вдруг закипел тосол.
- Обязательно постарайтесь быстро разгрузить двигатель. Для этого можно перевести КПП в нейтральную передачу и двигаться до полной остановки.
- Параллельно включите вентилятор и печку. Даже если на улице жарко, отопитель будет забирать часть тепла, тем самым вы ускорите процесс падения температуры мотора.
- После остановки автомобиля отключите двигатель. При этом печку оставляйте в рабочем состоянии.
- Потяните за ручку или нажмите на кнопку, чтобы из салона открыть капот и добраться до подкапотного пространства. Не нужно стоять перед капотом и открывать, поскольку сразу же оттуда пойдёт горячий пар.
- Приоткрыв капот, пар выйдет и к мотору начнёт подходить свежий воздух. Подождите некоторое время. Затем поднимите капот и зафиксируйте его. Лучше иметь при себе перчатки или тряпку, чтобы не хвататься голыми руками за возможно раскалённые элементы.
- Не пытайтесь сразу же открывать крышку расширительного бачка. Иначе вы рискуете собственным здоровьем. Жидкость под давлением даже при небольшом открытии крышки может выплеснуться и попасть вам на кожу.
- Подождите около 30 минут. В это время можно попытаться найти водителя, который дотянет вас до СТО, или вызвать службу эвакуации.
- Когда мотор остынет немного, открывайте крышку расширительного бачка. Наверняка ОЖ стало намного меньше должного уровня. Небольшими порциями долейте жидкость в бачок. При этом печка всё ещё работает.
- Не нужно сразу же заливать большой объём тосола, если его уровень после закипания стал минимальным. Резкое смешивание холодного антифриза или тосола с горячей ОЖ может спровоцировать опасные негативные последствия.
- Если добраться до СТО можно лишь своим ходом, после доливки ОЖ и остывания двигателя запустите его и отправляйте в дорогу, стараясь не нагружать мотор. Когда температура опять достигнет отметки выше 100 градусов, остановитесь, заглушите мотор и снова ждите остывания.
Сидеть и ничего не делать также нельзя. Если ОЖ продолжит процесс кипения, он двигатель перегреется сначала до среднего, а затем и до сильного уровня. О последствиях подобного нагрева вы уже знаете.
Исходя из всех рассмотренного выше, можно с уверенностью говорить о серьёзности проблемы закипания ОЖ. Чтобы не допустить подобных ситуаций, внимательно следите за состоянием системы охлаждения, проверяйте работоспособность основных узлов и старайтесь своевременно проводить техническое обслуживание.
Как устранить проблему
При закипании охлаждающей жидкости в расширительном бачке и повышении температуры двигателя до показателей более 110 °С следует заглушить мотор и провести диагностику неисправности по следующему алгоритму:
- Проверьте рукой, насколько нагревается нижняя часть радиатора. Если при закипевшем антифризе она не нагревается, значит, неисправен термостат. Нужно подождать, пока мотор остынет, и обеспечить доставку авто в автосервис для замены детали (ремонт термостата не производится).
- Если не работает вентилятор основного радиатора, понадобится диагностика опытного автоэлектрика.
- Версия с забитыми сотами проверяется в последнюю очередь, но для этого нужно разобрать систему и снять радиатор.
- Если заклинивает или ломается помпа, при работающем моторе происходит резкий скачок температуры и антифриз протекает через сальник помпы. Продолжать движение на таком авто нельзя. Нужно срочно заменить помпу.
- Признаки выхода из строя термостата можно перепутать с симптомами, которые проявляются в случае образования воздушной пробки в охлаждающей системе. Нужно учесть, что «завоздушивание» системы может произойти при неправильном наполнении системы охлаждающей жидкостью.
- Чтобы удалить воздух из системы охлаждения, нужно снять патрубок в верхней точке (как правило, он находится в районе блока дроссельной заслонки) и доливать антифриз до того момента, когда он начнет вытекать из снятого шланга.
Рекомендуем
«Как слить антифриз полностью и залить в систему новый: полезные рекомендации» Подробнее Как бороться с неисправностью крышек расширительного бачка либо основного радиатора? Лучше сразу меняйте эти детали, так как после ремонта они «ходят» не очень долго
Параллельно следует обратить внимание на состояние пластикового корпуса расширительного бачка (в результате повышенного давления на нем могут появиться трещины). Использовать авто после заклинивая перепускного клапана охлаждающей системы нежелательно
Замена пробитой прокладки между ГБУ и блоком цилиндров должна осуществляться в срочном порядке. Антифриз, смешанный с маслом, может сильно навредить двигателю. В результате такой поломки может произойти гидроудар, разрушатся стенки камеры сгорания на дизельном моторе. Основной признак пробитой прокладки – это белый дым выхлопа. Чтобы избежать серьезных поломок, нужно следить за изменением цвета и консистенции антифриза в расширительном бачке.
Термостат придется заменить, если при нагревании мотора нижний патрубок радиатора и основной радиатор холодные. Такая ситуация говорит о том, что клапан этого элемента не открывается на нужную величину, поэтому антифриз циркулирует только по малому кругу и не попадает в радиатор.
Вентилятор, охлаждающий основной радиатор, включается при достижении заданного параметра температуры охлаждающей жидкостью. Если этого не происходит, то антифриз закипает. Электромотор вентилятор ломается очень редко. Чаще всего для устранения неисправности нужно проверить его контакты.
Неисправность температурного датчика приводит к тому, что в нужное время сигнал на включение электро-моторчика вентилятора не поступает. Такой датчик подлежит замене.
Если антифриз закипает после его замены, то есть вероятность, что его качество не соответствует нужным стандартам. Нормальная охлаждающая жидкость закипает при повышении температуры в системе до +108 °С +110 °С. Некачественный антифриз может иметь более низкую температуру кипения.