Диагностика уровня давления своими руками
Каким должно быть давление в автомобильном кондере и как проверить этот параметр? Процедура диагностики подразумевает использование манометрической станции со всеми необходимыми патрубками и шлангами. Для подключения к системе кондиционирования также потребуется дополнительно приобрести переходники, которые могут относиться к одному из двух типов — под продавку или под прошивку. Первый вариант, судя по отзывам специалистов, является более актуальным, так как такие переходники характеризуются более высокой надежностью и качеством.
Прежде чем купить нужный переходник, важно точно понять, какая жидкость используется в системе. Например, в автомобилях, которые выпущены до 1992 года, в большинстве случаев применяется фреон R-12. Если речь идет об автомобилях, выпущенных в период с 1992 по 1994 годы, то в таких авто могут использоваться жидкости стандарта R-12 либо R-134
Этот период считается спорным, поскольку тогда производители машин не могли единогласно решить, какой стандарт лучше использовать. В авто, которые были выпущены после 1994 года, используется рабочая жидкость типа R-134 (автор видео — канал Автоматика — автокондиционеры от А до Я)
Если речь идет об автомобилях, выпущенных в период с 1992 по 1994 годы, то в таких авто могут использоваться жидкости стандарта R-12 либо R-134. Этот период считается спорным, поскольку тогда производители машин не могли единогласно решить, какой стандарт лучше использовать. В авто, которые были выпущены после 1994 года, используется рабочая жидкость типа R-134 (автор видео — канал Автоматика — автокондиционеры от А до Я).
Чтобы точно узнать, какой фреон используется в вашем автомобиле, рекомендуем ознакомиться с сервисным мануалом или с таблицей, которая обычно находится на обратной стороне капота. После того, как все необходимые для выполнения задачи инструменты и приборы будут готовы, можно начинать диагностику. Открыв капот, вы сможете увидеть магистрали системы кондиционирования, обычно они располагаются слева от силового агрегата. Как правило, это два патрубка — высокого и сниженного давления, для выполнения проверки вам понадобится только последний.
Шланги пониженного давления более крупные в диаметре:
- Для начала вам надо открутить заглушку на магистрали и вместо нее установить переходник с подключенным шлангом от манометрической станции. Перед установкой произведите очистку места вокруг заглушки, чтобы предотвратить возможное попадание загрязнений в магистрали.
- Затем на манометрической установке надо будет открутить один кран, при этом второй трогать не нужно. Если вы его случайно откроете, то это приведет к утечке фреона.
- После этого нужно завести автомобильный двигатель — выполнить диагностику можно только при заведенном агрегате. Наиболее оптимальный вариант — чтобы в автокондиционере величина давления соответствовала значению в 250-290 кПа.
Если полученный в итоге параметр меньше указанного диапазона, то это говорит о необходимости дозаправки агрегата. Если же величина давления более 290 кПа, то заправлять систему больше не нужно, поскольку это может стать причиной неисправности компрессорного устройства. Этот узел не рассчитан на работу в условиях повышенного давления, так что из-за повышенного давления его может просто заклинить (автор видео — vassilij pavliuk).
Как понять, что произошла утечка
На утечку хладона могут указывать следующие признаки:
- Холодильник плохо охлаждает. Если выпускание фреона началось, на первом этапе происходит недостаточное охлаждение. В двухкомпрессорных холодильниках проблема может наблюдаться только в одной из камер. В однокомпрессорных – во всех отделениях.
- Холодильник не выключается. При снижении количества хладагента в контуре во всей системе падает давление. Мотор, пытаясь восполнить недостаток, работает без выключения.
- Не включается компрессор. При возникновении утечки техника продолжает работать, применяя оставшийся газ. После того, как он полностью вытек, компрессор выключается и устройство уже не работает.
- Высвечивание кода ошибки, звуковой сигнал или аварийная индикация. Возьмите инструкцию – в ней производители указывают расшифровку всех кодов и сигналов. Если код ошибки указывает на высокую температуру в камерах – скорее всего, потек фреон.
- Внешние признаки. Понять, вышел ли или нет, фреон из холодильника, можно и по визуальным приметам. Так, «снежная шуба» и обледенение испарителя говорият о том, что разгерметизация приключилась, скорее всего, в плачущем испарителе. А на утечку в контуре обогрева укажут следы ржавчины.
Снежная шуба на испарителе – косвенный признак утечки фреона
Вздутие задней стенки холодильника. При утечке газ, выходя между стенками, образует пузырь. Это сложно не заметить визуально.
Вздутие задней стенки холодильника
Многие пользователи, столкнувшиеся с утечкой, задаются вопросами: можно ли отравиться хладоном? Насколько ли опасно находиться в помещении, где произошла утечка? Не произойдет ли взрыва?
В бытовых холодильных камерах содержится незначительное количество фреона. Такое количество газа не может привести к пожару, взрыву или отравлению.
Рассмотрим подробнее характеристики различных видов хладагентов:
В современных моделях холодильного оборудования, предназначенных для бытового применения, используется изобутан или тетрафторэтан. Оба газа не наносят ущерба окружающей среде. Изобутан горюч и взрывноопасен при большом скоплении (при концентрации более 31 гр газа на кубометр воздуха). Для создания среды, способствующей взрыву, потребуется определенная концентрация. С учетом того, что типовой объем кухни составляет в среднем пятнадцать кубометров, взрыв произойдет при концентрации свыше 400 гр. изобутана в полностью герметичном помещении. В холодильниках циркулирует не более 200 гр. хладона. Поэтому взрыва точно не произойдет, но проветрить помещение на всякий случай не будет лишним. R134a не возгорается и не приводит к взрыву при любых концентрациях и температуре.
В старых моделях холодильного оборудования использовались дифтордихлорметан и дифторхлорметан (R12 и R22 соответственно). Газ R12 не взрывается, но в высоких концентрациях приводит к удушью. При температуре выше 330 градусов по Цельсию выделяет вредные соединения. Также этот газ сильно вреден для экологии. Дифторхлорметан, напротив, обладает невысоким озоноразрушающим потенциалом, но становится ядовитым при нагревании до температуры свыше 250 градусов по Цельсию.
Как было описано выше, даже опасные виды фреонов безопасны в бытовых условиях. Но проветрить помещение при подозрении на утечку будет не лишним. А что делать дальше, после проветривания?
Важно понимать, что хладагенты обладают большой текучестью и способностью легко испаряться даже через микроскопические отверстия. Все это затрудняет поиск места утечки. Чтобы проверить холодильник на утечку, используют течеискатель
Специализированный диагностический прибор помогает понять, в каком место произошло повреждение, по скоплению газа в воздухе. Не имея нужных познаний и приборов, сделать это своими руками затруднительно. Поэтому лучше сразу обратиться к специалистам. Лишний раз следует отметить, что выполнять заправку и герметизацию контура также должны мастера
Чтобы проверить холодильник на утечку, используют течеискатель. Специализированный диагностический прибор помогает понять, в каком место произошло повреждение, по скоплению газа в воздухе. Не имея нужных познаний и приборов, сделать это своими руками затруднительно. Поэтому лучше сразу обратиться к специалистам. Лишний раз следует отметить, что выполнять заправку и герметизацию контура также должны мастера.
Заправка и дозаправка кондиционера фреоном
набор инструментов для заправки
Как происходит заправка кондиционеров фреоном, и чем она отличается от дозаправки?
Дозаправка – это частичное восполнение потерянного объема хладагента. Она может понадобиться при утечке или при профилактической заправке. Ее также осуществляют при увеличении трассы во время монтажа. В среднем заводской объем закаченного хладона рассчитан на 5 метров трассы. Если происходит увеличение ее длины, то требуется дозаправка кондиционера фреоном из расчета 30 гр на метр магистрали.
Для бытовых кондиционеров с фреоном R-22 и ему подобных применяют способ дозаправки, а для систем с хладоном R-410a используют только метод полной заправки. Этот газ состоит из смеси химических веществ с разной степенью летучести, которые испаряются совершенно неравномерно, следовательно, состав оставшегося вещества сильно меняется.
Полная заправка – это восполнение всего объема газа в холодильном устройстве. Она необходима при заправке бытовых кондиционеров фреоном после переезда, когда предварительно весь хладагент был спущен, или при восполнении объема хладона, имеющего сложный компонентный состав.
Выпуск фреона из кондиционера
Прежде чем закачать фреон в кондиционер при полной заправке, из него необходимо выпустить оставшийся газ. Как правильно слить фреон с кондиционера, и какие инструменты понадобятся для этого?
Некоторые мастера не видят ничего страшного в том, чтобы просто ослабить гайки на внешнем блоке и стравить все в атмосферу, считая небольшое количество хладагента для окружающей среды безопасным. В чистом виде он на самом деле безвреден, но делать так не стоит. Для его выпуска из кондиционера необходимо иметь станцию по сбору фреона, которая врезается в систему кондиционирования при помощи специального штуцера и откачивает весь газ из нее.
Далее производят вакуумирование, и только после этого подключают баллон с фреоном и производят его закачку в кондиционер по необходимой норме.
Сколько нужно фреона
В разных холодильных системах находится разное количество хладагента. То, сколько в кондиционере может быть фреона, зависит от холодопроизводительности агрегата. В среднем его объем составляет в стандартных сплитах от 700-800 грамм, а в мощных установках коммерческого или промышленного назначения более килограмма.
Требуемый объем указывается производителем на шильдике, представляющем собой металлическую табличку на внутреннем корпусе сплита. Он помогает определить, сколько фреона в кондиционере должно находиться. Используя манометр, мастер определяет величину давления в охлаждающем корпусе и смотрит эту табличку.
Способы заправки кондиционера
заправка по массе
Заправка кондиционера может производиться несколькими способами, но наиболее простыми и часто применимыми являются:
- заправка по массе (по весам) – понадобится дорогостоящие весы для взвешивания баллона с хладагентом;
- заправка по давлению – при значениях ниже 3-3,5 атм требуется восполнение газа;
- по току – понадобятся токоизмерительные клещи, накладываемые на фазу провода питания работающего внешнего блока.
Существуют еще два способа: заправка по переохлаждению и по перегреву. Но в реальности их применяют только при проверке промышленных компрессорно-конденсаторных блоков, так как в бытовых сплитах нет устройства, регулирующего расход фреона. Его роль выполняет капиллярная трубка.
Только опытные монтажники знают все безопасные способы, как слить фреон в кондиционере и как восполнить его нехватку. Не стоит самим пытаться проводить такие действия, которые могут привести к ожогам кожных покровов или глаз, а также полностью вывести холодильную машину из строя.
Отравление фреоном и первая помощь
Поскольку в жизни может случиться все, лучше заранее узнать о том, как действовать в чрезвычайных ситуациях. Это же справедливо и для случайного контакта с потенциально опасным фреоном.
Симптомы отравления хладоном
Такая патология может быть хронической или острой. Первая форма, как при любой болезни, всегда нечеткая, смазанная. Вторая, наоборот, четко выраженная.
Признаки хронического отравления
В этом случае негативное влияние фреона на человека можно определить по нескольким симптомам. К ним относится:
- частый, кажущийся беспричинным, кашель;
- аллергия, дерматиты, химические ожоги;
- участившиеся легочные заболевания;
- раздраженная слизистая глаз.
Нередко появляется головная боль. Еще один, довольно необычный симптом — сладкий привкус во рту.
Проявления острого отравления
В этом случае ошибиться трудно, так как признаки сильно выражены. Отравление можно заподозрить, если:
- человек чувствует непонятное нервное, мышечное возбуждение (дрожание глазного яблока), которое быстро сменяется апатией, разбитостью;
- появляется приступообразный кашель, серьезные проблемы с дыханием (его внезапная затрудненность);
- замечено нарушение походки, координации движения, появление чувства опьянения, галлюцинации;
- больной жалуется на головокружение, головную боль, тошноту или рвоту;
- учащается сердцебиение, резко снижается артериальное давление.
К симптомам острого отравления фреоном относится бледность, синюшность кожных покровов, слизистых оболочек. Возможна кратковременная потеря сознания, После его возвращения иногда наблюдается частичная амнезия: из памяти теряются несколько последних часов перед отравлением. Чаще эти симптомы наблюдаются у пожилых, и у тех людей, которые имеют хронические заболевания.
Тяжелые и крайне тяжелые формы патологического состояния очень опасны. При отсутствии скорейшей первой помощи и последующей безотлагательной терапии через 5-10 часов последствием отравления становится отек легких. В таком случае повышается вероятность самого неблагоприятного исхода.
Первая помощь пострадавшему
Если фреон контактировал с кожей, то появляются признаки, схожие с обморожением. В этом случае пострадавший участок промывают струей прохладной воды. Когда появляются признаки химического ожога, накладывают асептическую повязку. При любых симптомах острого отравления первым делом вызывают бригаду скорой помощи. Дальнейшие процедуры зависят от вида контакта больного с веществом.
При пероральном приеме
При любом подобном отравлении первым этапом остается промывание желудка. Причем чем быстрее оно будет сделано, тем скорее больной почувствует себя лучше. Так как фреон не растворяется в воде, ее заменяют слабым (слегка розоватым) раствором марганцовки. После того как пострадавший выпьет 1,5-2 л жидкости, искусственно (пальцы на корень языка) вызывают рвоту. Но это не все: нужно иметь дома на всякий случай несколько препаратов.
- Прием сорбентов. Первый препарат, который, без сомнения, есть в аптечке большинства семей, — активированный уголь. Другие возможные средства — Атоксил, Фосфалюгель, Энтеросгель, Смекта, Полисорб или Полефепан. Дозировка указывается в инструкции к препарату, она такая же, как и при любом пищевом отравлении. Через 10 минут после приема лекарства больной должен снова выпить большой объем (1 л) раствора перманганата калия, а потом опять вызвать рвоту. В этом случае очистка желудка будет максимальной.
- Слабительное. Такие препараты принимают только в том случае, если скорая помощь не в состоянии приехать на место происшествия менее чем за час. Обычно рекомендуют использовать простой препарат. Оптимальным является солевое слабительное — сульфат магния.
Сорбенты выполнят основную часть работы. Слабительный препарат обеспечит максимально быструю эвакуацию из организма остатков фреона.
При вдыхании паров
После такого контакта с фреоном главная задача — быстрое прекращение контакта пострадавшего с опасным соединением. В этом случае его надо незамедлительно вывести из помещения на свежий воздух.
Как правило, для облегчения дыхания больному расстегивают стесняющую одежду, следят, чтобы он не задохнулся во время приступа рвоты. Иногда может потребоваться ручная реанимация: непрямой массаж сердца и искусственное дыхание продолжают до приезда бригады скорой помощи.
Принцип работы
Алгоритм работы заключается в том, что хладагент испаряется за счет низкой температуры кипения. Специальное густое вещество, как и носитель данного состава, в емкости нагревается до определенной температуры. Затем пары попадают в конденсатор, где в виде жидкости отправляются в испаряющий блок. В этом блоке они вновь закипают, но только уже при отрицательных температурах. Затем они забирают лишнее тепло из холодильника.
Так работает абсорбционный холодильник. Принцип работы этого агрегата основан на соединении или объединении носителей и движении вещества в специальном генераторе. Дальше весь процесс повторяется.
Опасность для человека
Хладагент R32 считается пожароопасным. Но он относится к классу A2L. В этой аббревиатуре первая буква «A» означает, что газ имеет низкую токсичность. А обозначение «2L» значит, что он относится к веществам средней пожароопасности. Класс веществ A2L имеет следующие характеристики:
- Концентрация в воздухе для сжигания более 0,3 кг/м3;
- Скорость горения 400 ppm.
При утечке хладагент R32 может загореться. Но для этого нужны особые условия. Обычная искра не сможет его поджечь. Чтобы фреон загорелся, нужна энергия не менее 15 мегаджоулей. К тому же, гореть он будет если его концентрация в воздухе от 13,3% до 29,3% (согласно исследованиям, опубликованным Консорциумом европейских исторических библиотек).
Если воздействию высокой температуры фреон R32 подвергается в других концентрациях, он разлагается. При этом образуются фториды. Некоторые из них представляют опасность для здоровья.
R23 хладагент тяжелее воздуха почти в 2 раза. При утечке он скапливается внизу. Соответственно, надышаться им очень сложно. Этот фреон фактически не представляет угрозы для человека.
Источник
Предварительные работы
Заправка начинается с подготовки оборудования и сопровождается соблюдением некоторых правил техники безопасности:
- Отключить холодильник от электропроводящей сети.
- Нельзя включать аппараты, выделяющие большое количество тепла, и курить в помещении, где проводится процедура.
- Прибор надо заземлить и изолировать площадь, на которой будет происходить ремонт.
- После спуска или закачки газа проветрить помещение в течение 15 минут как минимум.
- Необходимо внимательно изучить инструкцию. Производители указывают, что именно допускается заливать в холодильник. Каждый из агрегатов имеет свои особенности, о которых следует узнать перед началом работы.
Первым делом выявляют место утечки визуальным осмотром или, при необходимости, применив течеискатель. Перед запаиванием спускают фреон вакуумным насосом с трубопровода. После этого место утечки запаивают, но если повреждения велики, такой испаритель подлежит замене.
Необходимое для заправки
Самостоятельная заправка холодильника – дело трудоемкое и небезопасное. Перед началом процесса следует убедиться в наличии всего необходимого для этого:
Фреон. Чтобы выяснить, сколько нужно фреона для заправки холодильника и его наименование, необходимо просмотреть технические данные в паспорте или найти эту информацию на этикетке компрессора. Не стоит экспериментировать и пытаться заправить холодильник чем-то другим, кроме фреона, – это приведет к поломке
При транспортировке баллона следует соблюдать меры предосторожности. Фильтр-осушитель
Его нужно заменить, если нарушилась герметичность холодильной системы
Фильтр-осушитель. Его нужно заменить, если нарушилась герметичность холодильной системы
Иначе там будет скапливаться влага, которая спровоцирует еще одну поломку.
Вакуумно-насосная станция, нагнетательный насос, вакуумный насос. Эти предметы необходимы для проведения опрессовки, вакуумирования охлаждающей системы и заполнения ее фреоном. Покупка вакуумно-насосной станции обойдется дороже, чем вызов мастера по ремонту, поэтому рекомендуется взять ее напрокат.
Клапан Шрадера. С ним создается вакуум и повышенная сила напора. Автомобильный ниппель для этого не приспособлен, вместо клапана Шрадера его использовать нельзя.
Два манометра (красного и синего цвета) и три шланга (желтого, синего и красного цветов). Манометр синего цвета применяется, чтобы контролировать численные показатели атмосфер всасывания, а манометр красного – для контроля показателей атмосфер нагнетания.
Баллон с азотом. С его помощью продувают охладительную систему. При показателях в баллоне выше 6 атм для заправки требуется еще и редуктор, чтобы снизить силу напора до нужных пределов.
Очистка системы
До начала заправки систему очищают от оставшегося в ней фреона.
Для этого фильтр-осушитель зажимают при помощи игольчатого захвата и прокалывают там, где виднеется медь. Чтобы воздух в месте проведения работ не загрязнялся, газ следует стравить через трубку, выведенную на улицу через окно. После систему продувают азотом, чтобы убрать ненужную влагу.
После удаления фреона из устройства устанавливают клапан Шрадера, чтобы закачать новый.
Применение фреона
Внутренние камеры холодильника имеют двойные стенки. В промежутке между ними располагаются трубы, по которым движется хладагент. Он перемещаются по замкнутому контуру. Наличие достаточного количества фреона гарантирует эффективное охлаждение холодильной камеры. Ответ на то, каким запахом обладает фреон, зависит о его разновидности.
Фреон способен охлаждать содержимое холодильника, вбирая в себя излишнее тепло. В холодильнике он циркулирует по замкнутой системе труб. Нагрев превращает его в газ. Электромотор сжимает его, вынуждая отдавать тепло в окружающую среду. В виде жидкости хладагент снова передаётся в холодильник, отбирая тепло у хранящихся в нём продуктов. При этом он опять переходит в газообразное состояние. После этого он вновь подвергается сжатию, и цикл повторяется снова.
Что такое фреон?
Все осведомлены о том, что фреон является рабочим газом-жидкостью холодильных установок, систем кондиционирования, тепловых насосов и т. д.
Фреон — название условное
Однако это понятие объединяет в себе большую группу охлаждающих веществ, несколько различающихся составом. Это производные углеводов — галогеноалканы или галогенированные водороды (алкилгалогениды), всего их насчитывается около 40 видов. Самыми распространенными соединениями являются несколько разновидностей, которые отличаются характеристиками, названием, температурой кипения и классом:
- изобутан, или метилпропан, 2-метилпропан (-12°) — R-600a;
- фтортрихлорметан (около 24°) — R-11;
- дифтордихлорметан (-30°) — R-12;
- хлордифторметан (-41°) — R-22;
- тетрафторэтан (-26°) — R-134a;
- трифторбромметан (-58°) — R-13B1;
- трифторметан (-82°) — R-23;
- тетрафторметан (-128°) — R-14.
Такие соединения отличаются более низкой температурой кипения, именно эта особенность данной группы веществ позволяет успешно использовать их в промышленной, бытовой и климатической технике. Если рассматривать влияние фреона на человека, то сразу надо отметить, что отравление этим газом возможно, но только в определенных условиях, создать которые очень трудно, практически невозможно, особенно в быту.
Агрегатные состояния, особенности фреонов
Фреон и производные выпускают в виде газа или жидкости. В обоих агрегатных состояниях вещества не имеют запаха и цвета. Они способны распадаться в неполярных растворителях (бензин, керосин, Уайт-спирит), однако неохотно смешиваются с простой водой. Фреоны — вещества, которые относятся к химически инертным составам. Это означает, что данные соединения максимально стойки к воздействию кислот и щелочей, не окисляются на воздухе, при контакте с пламенем не образуют взрыва.
Производство холодильного оборудования и кондиционеров не единственные сферы применения незаменимых хладонов. Благодаря своим уникальным свойствам фреон широко используют в других областях — в медицине, парфюмерии, при изготовлении табачной продукции, аэрозолей, огнетушителей, газовых баллонов, в химической промышленности и сельском хозяйстве. Не так давно ученые пришли к выводу, что хладагенты, в малых количествах попадающие в воздух, не способствуют разрушению озонового слоя. Поэтому для атмосферы они безопасны.
Большой недостаток хладагента — отсутствие цвета и запаха. Поэтому утечку (например, из контура холодильника) обнаружить достаточно проблематично. Единственный вариант — постоянный мониторинг оборудования, либо емкости, в которой хранится газ/жидкость. Проверяют изменение веса резервуара, отсутствие повреждений трассы или сосуда, следят за эксплуатационными характеристиками приборов или систем.