5 основных видов классификации моторных масел

Густое и жидкое SAE

За аббревиатурой SAE в маркировке масла следуют числа, разделенные буквой W и тире, например, 10W-40. В данном случае 10W – это показатель низкотемпературной вязкости. Первое число указывает на минимальную температуру воздуха, при которой возможен холодный пуск двигателя. Число 10 соответствует температуре не ниже –30 °С (от цифры перед W нужно отнять 40). Это минимальная температура масла, при которой масляный насос двигателя сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения. Если в вашем регионе температура воздуха зимой редко опускается ниже –20 °С, то вам подойдет практически любое масло из продающихся на рынке. Другой вопрос, в каком состоянии ваши стартер и аккумулятор. Если они старые, то мотор легче будет завести при –20 °С на масле 0W-30, чем на 15W-40.

Второе число после W обозначает высокотемпературную вязкость (в данном случае это 40). Это скорее технический параметр – сборный показатель уровня минимальной и максимальной вязкости масла при рабочих температурах 100–150 °С.

Существует заблуждение, что высокая вязкость при высоких температурах улучшает характеристики двигателя. Неоправданное применение «тропических» или «спортивных» масел с высокой вязкостью может привести к потере мощности и быстрому износу, так как движущимся механизмам двигателя придется «бороться» со слишком густым маслом. Так что экспериментировать с маслом, вязкость которого не предусмотрена производителем автомобиля, не следует. А для автомобилей с большим пробегом и изношенным мотором, у которого увеличены зазоры в сопряжениях, как раз иногда резонно выбирать более вязкие масла (например, 10W-40 – для зимы и 20W-50 – для лета).

Что такое вязкость моторного масла

Вязкость — это возможность поддерживать текучесть в заданных температурных рамках.

Любое вид масла для моторов при производстве проходит через определение его вязкости.

Используют две методики оценки:

  • Кинематическая вязкость оценивают методом сравнения показателей текучести в усредненных обычных условиях (за исходные принимают показания температуры +40 градусов Цельсия) и при завышенных значениях – это +100 градусов.
  • Динамическая характеристика. Это показатель способности оцениваемой среды сохранять параметры текучести при возрастающих давлении и температуре (+150 градусов). То есть эта методика моделирует реальные условия работы, возникающие при прохождении магистралей масляной системы в запущенном двигателе.

Поскольку показания приборов соответствуют температуре системе охлаждения – а это внешняя сторона рубашки цилиндров. В картере же двигателя температура всегда выше. Вдобавок, она время о времени может и превышать среднестатистические значения. Скажем, при прорыве газов из камеры сгорания, произошедших по тем или иным причинам. Соответственно, измерение значений текучести при возрастающих температурах позволяет оценить, до какого температурного предела на улице, и в каком моторе это масло будет нормально работать.

Помимо данных вязкости при пиковых температурах, нужно не забывать и про способность смазывающей субстанции сохранять подвижность при зимних температурах. Поскольку сезонные колебания от мороза к теплу в большинстве регионов довольно значительны. И ниже каких-то показаний термометра масло попросту твердеет и блокирует все подвижные узлы, которые по логике призвано защищать. То есть нужно представлять, при каких температурах машина еще способна завестись.

Существует два критических порога. Это так называемые прокачиваемость и проворачиваемость.

  • Первая дает представление о допустимом охлаждении масла, при котором масляный насос еще способен продавить его по магистралям.
  • Второй параметр – при какой температуре еще удастся провернуть мотор. И эта температура обычно ниже первой примерно на 5 градусов. Соответственно, при показателях, близким к критическому значению прокачиваемости, двигатель заведется еще без особых проблем.

При предельном показателе проворачиваемости мотор тоже имеет шанс завестись, но уже возможны негативные последствия для отдельных узлов. Пусть и не сиюминутные и явные. Это следует учитывать, прежде чем окончательно определяться с выбором масла.

Основные характеристики масла 0w40

Типичными характеристиками для любого вида масел являются плотность, вязкость, температурные показатели и некоторые другие.

Ниже приведены таблицы характеристик трех жидкостей 0W-40 разных производителей. Проведем сравнительный анализ, выявим отличие или схожесть характеристик, сделаем вывод по каждой из них. Рассмотрим две смазки известных брендов и одну менее популярную.

Вот их краткие характеристики:

Mobil1 FS 0W-40

Спецификации: API SN/CF, ACEA A3/B3, A3/B4, MB-229.5, VW 502 00/505 00/503 01, PORSCHE A40

Вязкость при 40 С° 71,23
Вязкость при 100 С° 13,03
Индекс вязкости 187
Щелочное число 12.6
Кислотное число 2,70
Зольность сульфатная 1.40
Температура вспышки масла С° 225
Температура застывания С° -52
Содержание серы 0,196

Total Quartz 9000 Energy 0W-40
Спецификации: ACEA A3/B4; MB-Approval 229.5; MB-Approval 229.3; VW 502.00/505.00; Porsche A40; BMW LL-01

Вязкость при 40 С° 74,21
Вязкость при 100 С° 13,23
Индекс вязкости 182
Щелочное число 9,3
Кислотное число 2,0
Зольность сульфатная 1,11
Температура вспышки масла С° 225
Температура застывания С° -55
Содержание серы 0, 199

Amsoil Signature Series 0W-40
Спецификации: API SN, SM, Chrysler MS-12633, MS-10725, MS-10850; Nissan GT-R

Вязкость при 40 С° 82,79
Вязкость при 100 С° 14,52
Индекс вязкости 184
Щелочное число 12,88
Кислотное число 1,62
Зольность сульфатная 1,07
Температура вспышки масла С° 244
Температура застывания С° -50
Содержание серы 0, 312

E: Масла для дизельных двигателей для тяжелых условий работы

E4 Моторное масло со стабильной вязкостью, которое обеспечивает чистоту поршней, снижает степень износа, предотвращает образование нагара и обеспечивает стабильность смазочного материала. Рекомендуется для высококачественных дизельных двигателей, соответствующих нормативам выбросов загрязняющих веществ Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V и работающих в очень тяжелых условиях, например, при очень длительных интервалах между заменами масла, в соответствии с рекомендациями производителя. Подходит для двигателей без сажевых фильтров, а также для некоторых двигателей c системой EGR и некоторых двигателей с SCR-системой для снижения выбросов оксидов азота NOx. Однако разные производители двигателей могут давать разные рекомендации относительно использования этого моторного масла, поэтому при наличии сомнений следует проконсультироваться с Руководством для водителя и/или Дилерами.

E6 Моторное масло со стабильной вязкостью, которое обеспечивает чистоту поршней, снижает степень износа, предотвращает образование нагара и обеспечивает стабильность смазочного материала. Рекомендуется для высококачественных дизельных двигателей, соответствующих нормативам выбросов загрязняющих веществ Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV, Euro V и Euro VI и работающих в очень тяжелых условиях, например, при очень длительных интервалах между заменами масла, в соответствии с рекомендациями производителя. Подходит для двигателей с системой EGR (как с сажевым фильтром, так и без него), а также для двигателей с SCR-системой для снижения выбросов оксидов азота NOx. Масло E6 настоятельно рекомендуется использовать для двигателей, оснащенных сажевым фильтром; а также оно предназначено для использования вместе с дизельным топливом с низким содержанием серы. Однако разные производители двигателей могут давать разные рекомендации относительно использования этого моторного масла, поэтому при наличии сомнений следует проконсультироваться с Руководством для водителя и/или Дилерами.

E7 Моторное масло со стабильной вязкостью, которое обеспечивает чистоту поршней и препятствует полировке стенок цилиндров. Более того, это масло эффективно снижает степень износа, предотвращает образование нагара и обеспечивает стабильность смазочного материала. Рекомендуется для высококачественных дизельных двигателей, соответствующих нормативам выбросов загрязняющих веществ Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV и Euro V и работающих в очень тяжелых условиях, например, при очень длительных интервалах между заменами масла, в соответствии с рекомендациями производителя. Подходит для двигателей без сажевого фильтра, а также для большинства двигателей с системой EGR и большинства двигателей с SCR-системой для снижения выбросов оксидов азота NOx. Однако разные производители двигателей могут давать разные рекомендации относительно использования этого моторного масла, поэтому при наличии сомнений следует проконсультироваться с Руководством для водителя и/или Дилерами.

E9 Моторное масло со стабильной вязкостью, которое обеспечивает чистоту поршней и препятствует полировке стенок цилиндров. Более того, это масло эффективно снижает степень износа, предотвращает образование нагара и обеспечивает стабильность смазочного материала. Рекомендуется для высококачественных дизельных двигателей, соответствующих нормативам выбросов загрязняющих веществ Euro I, Euro II, Euro III, Euro IV, Euro V и Euro VI и работающих в очень тяжелых условиях, например, при очень длительных интервалах между заменами масла, в соответствии с рекомендациями производителя. Подходит для двигателей как с сажевым фильтром, так и без него, для большинства двигателей с системой EGR и большинства двигателей с SCR-системой для снижения выбросов оксидов азота NOx. Масло E9 рекомендуется использовать для двигателей, оснащенных сажевым фильтром; а также оно предназначено для использования вместе с дизельным топливом с низким содержанием серы. Однако разные производители двигателей могут давать разные рекомендации относительно использования этого моторного масла, поэтому при наличии сомнений следует проконсультироваться с Руководством для водителя и/или Дилерами.

Эта классификация определяет минимальный уровень качества продукта для самостоятельной сертификации в системе EELQMS и представления на рассмотрение членам ACEA.

Отдельные компании-производители, являющиеся членами АСЕА, могут вводить дополнительные параметры эффективности, не представленные в приведенных здесь испытаниях, а также устанавливать более жесткие пределы.

Классификация смазок по вязкостному индексу

Вязкость масла по SAE устанавливается при больших температурах и высоких скоростях сдвига соприкасающихся деталей. Вязкостные характеристики масел представлены 3-мя параметрами: динамической и кинематической вязкостью, индексом вязкости.

К примеру, по перемене 1-го параметра возможно понять, как поведет себя смазка под давлением. Единица измерения динамическая вязкость моторного масла – пуз. 2-ой параметр – это обозначение перемены характеристик автомобильной смазки под воздействием, допустим, центробежной силы.

Измерение осуществляется в сантистоксах.  Индекс вязкости указывает на то, как зависит вязкость от температуры. Чем больше диапазон температур, в котором масло сохраняет свои текучие и вязкие свойства, тем выше вязкостный индекс.

По вязкости SAE смазки возможно классифицировать на всесезонные, летние, зимние.

Всесезонные:

  • 0w30;
  • 0w40;
  • 5w30;
  • 5w40;
  • 10w30;
  • 10w40;
  • 15w40;
  • 20w.

В маркировке SAE для всесезонных автомасел должно содержаться две цифры вязкости. Первая – это обозначение низкотемпературной вязкости, вторая – высокотемпературной.

Летние:

  • 20;
  • 30;
  • 40;
  • 50;
  • 60.

В SAE расшифровке данных масел цифра обозначает вязкостный индекс.

Зимние:

  • 0w;
  • 5w;
  • 10w;
  • 15w;
  • 20w.

Межсезонные автомасла сегодня почти нельзя нигде увидеть, они вытеснены всесезонными.

Моторные масла SAE от производителя

Компания «Обнинскоргсинтез» производит моторные масла под торговой маркой Sintec. Мы сами разрабатываем и совершенствуем рецептуры материалов, поэтому гарантируем их высокое качество. Характеристики линейки Sintec соответствуют допускам крупнейших мировых автоконцернов.

Преимущества моторных масел от производ​ителя:

  • гарантия оригинальности продукции, соответствия фактических характеристик заявленным значениям;
  • наличие сертификатов и других сопроводительных документов;
  • выгодные цены без переплат.

По вопросам сотрудничества с АО «Обнинскоргсинтез» звоните по телефону, указанному на сайте. Ближайший отдел розничной продажи вы найдете на странице «Где купить».

Типы моторных масел

В любом двигателе внутреннего сгорания важно добиться минимального трения между подвижными элементами конструкции. Смазочные материалы, используемые для снижения сопротивления внутри поршневой группы, принято относить к моторным маслам

Помимо облегчения работы двигателя, они выполняют и другие важные задачи:

  • уменьшают износ деталей,
  • смывают нагар,
  • удаляют продукты износа,
  • способствуют предотвращению образования шлама и лаковой пленки,
  • снижают риск пригорания или залипания поршневых и маслосъемных колец.

В мире разработано несколько стандартов, позволяющих применять различные сорта масла. Оговариваются показатели, которым этот продукт должен соответствовать.

Принято разбивать моторные масла на две группы, в которых существуют базовые отличия в технологии производства.

Синтетика

Масло этого типа получают путем химического синтеза сложных углеводородов. Исходным сырьем служит все та же сырая нефть, как и для выработки других масел. Просто процессы ее преобразования при такой технологии глубже, чем то возможно при классической технологии.

Синтетическое масло:

  • не меняет рабочие текстуру и вязкость в куда больших температурных диапазонах, чем его традиционные аналоги;,
  • лучше сопротивляется окислению вследствие воздействия высоких температур, постоянно присутствующих в работающем двигателе;
  • практически не подвержено образованию шлака и образует устойчивую масляную защиту на поверхности металла.

Но оно обладает  худшими смазывающими характеристиками, чем более простые заместители.

  • Синтетика нейтральна к большинству резиновых и полимерных уплотнителей,
  • не способствует коррозии металла (из-за низкого содержания органических кислот)
  • в меньшей степени подвержена старению (процессы окисления углеводородов почти не происходят по причине высокой стабильности компонентов),
  • имеет повышенную температуру возгорания (как правило, свыше 300 градусов),
  • низкую испаряемость (эта особенность крайне важна для двигателей с установленным катализатором).

На упаковках синтетического масла указывают англоязычное Fully Synthetic.

Минеральные масла

Более широкую подгруппу составляют минеральные масла. Которые производят путем перегонки нефти и последующей очистке сырья, позволяющей избавиться от кислотных и сернистых включений. Присадки, как правило, отсутствуют. Этот тип масла более вязкий и отличается от синтетики повышенной зольностью. Но он на порядок дешевле и хорошо показал себя в моторах, работающих на невысоких оборотах, и в постоянно меняющемся диапазоне нагрузок.

Главное преимущество минерального масла – низкая цена. Но, из-за меньшей химической стабильности, этот вид масла требует более частой замены при меньшем пробеге. Кроме того, оно очень чувствительно к изменению уличной температуры – вязкость его меняется в широких пределах. И быстрее портится со временем.

Попытка совместить положительные свойства минерального и синтетического масел привели к появлению гибрида — Semi-Synthetic. Это так называемый полусинтетический тип моторного масла. Производится из минеральной основы путем добавления синтетических присадок. Все основные характеристики являются нечто средним между синтетикой и минералкой.

Иные классификации

Классификация моторных масел по SAE в настоящее время считается самой распространенной. Кроме классификации SAE, иногда используются API и ACEA.

Не слишком часто, обычно в машинах из Японии, возможно увидеть спецификации Global DHD и ILSAC. Они были созданы, чтобы подогнать требования API/ACEA под автоизготовителей из Японии. Стоит отметить, что данная разработка особо не развивалась.

В мотоциклах из Японии/Кореи часто применяется классификация JASO. Соответственно с ней, для двухтактных моторов подойдут масла FA, FB, FC, FD (расположены по улучшению показателей), для четырехтактных – MA и MB. Если вы являетесь владельцем гидроцикла/снегохода – используйте классификацию NMMA.

Перечисленные классификации являются достаточно редко используемыми, их нечасто возможно встретить на территории Российской Федерации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Лига Скорость
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: