Установка компрессора SC-14
И так, вот я и подобрался к крайнему внедрению в мою корру. Установка компрессора. Для начала расскажу про выбор. Выбирал, как и все коррадоводы между:— родной ПГшный G60— SC-14— M-62
Как оказалось первый в хорошем состоянии найти оказалось сложно. Если и был, то ценник в районе 30 т.р. Заказал его в Екзисте — цена была 20 т.р., ждал месяц-ОТКАЗ. Понял, что родной — не судьба.Решился на тюненый. Долго юзал коррадо.су. По характеристикам СЦшка-оптимал. Его проще найти в хорошем состоянии, по его установке много мануалов у клубней. Продавцом оказался парень из Новосибирска. Цена — 7500 р. Далее был заказан кронштейн для его установки у Cальвадора — 3500 р.
Кронштейн встал как родной.Дальше отпиливаем болгаркой кусок родного кронштейна и кусочек фартука.
Далее откручиваем целиком второй родной кронштейн(тот что правее),
он нам вообще не нужен, но как оказалось, он затыкает отверстие к двигателе, поэтому при помощи болгарки, делаем из него просто заглушку(к сожалению забыл сделать фотку, но я думаю кто знает, тот меня поймет).
Пока остановился на этом, впереди установка интеркуллера и пайпинга. Прошу не ругаться, но начну делать это после праздников. Отдыхать тоже хочется)
Ну что, как и обещал продолжаем. Проблема с пайпингом оказалось не так проста. Поехал на рынок и честно говоря, ох@ел от цен) Покурил форум…и поехал в автозапчасти для грузовиков. Нашел кое что интересное) Затем поехал за нержой к ребятам, которые варят выхлопы, там нашел еще пару интересных ништячков. Когда уже все собрал пришлось докупить в порту пайп на 90 градусов.Подключил, завел, показалось, что завелся пылесос в машине.
Кстати, кому интересно. Электро муфту компрессора вывел на кнопку противотуманок) Кто не читал темы ранее, я их зализал=>она мне без надобности. Дабы не плодить лишних кнопок запитал на неё.
Охлаждение ГУРа, тоже пришлось переделывать(поставлена прямая медная трубка, вместо стоковой изогнутой буквой «П»).
Хочу выразить огромную благодарность, таким людям как: SpyMaster, Salvador, Паша Roxter…и многие другие, чьи бортовики полезны. Если бы не они, собиралось бы все в разы медленей.
Источник
Экспериментальный способ
Несомненно, более сложный и трудоемкий путь, в котором, есть явное преимущество – тюнинг двигателя ВАЗ 2107, в этом случае будет сугубо индивидуальным и идеально подойдет для вашего автомобиля.
Итак, в первую очередь нам понадобится компрессор на инжектор именно заграничного производства
Главное, обратите внимание, чтобы деталь по всем характеристикам подходила и ВАЗ 2107
Учитывать стоит:
- Размер, вес, объем и, главное, производительность и диаметр патрубка как впускного, так и выпускного.
- Кратковременные и продолжительные максимально возможные обороты нагнетателя.
- Максимально избыточное давление.
Также важно, чтобы у компрессора была собственная независимая система смазки, дабы не потребовалось вмешательства в штатные механизмы ВАЗ 2107. Говоря проще необходимо:
Говоря проще необходимо:
- Продумать принцип крепления и привод самого компрессора, возможны шестеренки или натяжной ремень.
- Рассчитать, какая будет необходима производительность топливной системы.
- Учесть все необходимые доработки двигателя, чтобы система могла нормально взаимодействовать с компрессором.
- Произвести необходимый ЧИП-тюнинг, для перенастройки двигателя и адаптации его к новым параметрам.
Список можно продолжать и дальше, в зависимости от того, какой вы выбрали компрессор. И каких ожидаете результатов от модернизации двигателя в итоге.
Не стоит скрывать, что у вышеописанного проекта есть ряд весьма неприятных минусов. Вот только некоторые из них:
- Необходимость индивидуального проекта, откуда вытекают его сложность и дороговизна.
- Необходимость существенной доработки двигателя ВАЗ 2107.
- Редкие комплектующие для двигателя придется собирать по частям.
- Придется воспользоваться помощью квалифицированных мастеров, что опять же очень дорого. Браться за дело можно если у вас есть навыки продвинутого автомеханика. В противном случае тюнинг может привести к тому, что выйдет из строя инжектор или сам двигатель.
Из плюсов можно выделить следующие моменты:
- Автомобиль после такого тюнинга станет по-настоящему эксклюзивным.
- Если все сделать собственноручно, вы сумеете зарекомендовать себя как великолепного автомеханика. Который умеет разобрать и собрать автомобиль вплоть до последнего винтика.
Несложно сделать вывод, что минусы все-таки существенно перевешивают. Именно поэтому сегодня водители практически не пользуются экспериментальным способом, предпочитая приобрести и установить готовый КИТ-комплект.
SUPERCHARGER ставим на ваз!
информация по компрессору sc14, установленному на двигателе 1g-gze toyota
SC14 размеры- 310mm х170mmх 230mm вес-11.9kg, с патрубками около 13кг объём 1420cc т.е. производительность 1420сс за оборот Наружный диаметр впускного патрубка 65мм, выпускного 55мм
Для двигателя 1G-GZE toyota mark II 2000сс
Макс обороты нагнетателя — продолжительные 10000, кратковременные 13000
максимальное избыточное давление нагнетателя в стоке порядка 0.8 бар, изменяя передаточное отношение КВ-чарджер давление избытка можно поднять до 1бара и выше, но эффективность компрессора снижается.
Чарджер не требует подвода охлаждающей жидкости и имеет свою собственную независимую систему смазки — 130см3 синтетического масла.
передаточное число привода 1.25 относительно КВ.
чарджер оснащён электромагнитной муфтой включения
три штуцера ,соеденённые троцником ,через електроклапан подключаются перед дросселем. Назначение ,мне точно неизвестно,но видимо это вентиляция -продувка нагнетателя на каких-то режимах.
Vent holes are placed at three points in the housing. One in the rear gear housing and one to each of the shaft ends of the vanes on the front of the supercharger. The vents are all connected together via external metals tubes and hosing. An air valve is connected to all the vents which can purge them to the intake system after the airflow meter but before the throttle body.
Канал выходит к оси в пространство между сальником и внутренней полостью нагнетателя с одной стороны и также с другой, только с другой нет сальника.
При установке на ваз(нагнетатель перед дросселем) я их соеденяю между собой (глушу).
Рекомендуемое масло — «Toyota CASTLE Supercharger Oil», p/n 08885-09007, JPY2800 за банку 0,5 л. Возможный заменитель , например, Castrol SAF-X 75W-140. Я при замене(!не доливе!)) использую Castrol AТF
при избыточном давлении 0.8 бар ( наиболее оптимальное) производительность нагнетателя около 675 м3 в час
Max RPM(continuous) = 10000(RPM)
Max RPM(instantaneous) = 13000(RPM)
Max Pressure ratio (continuous)= 1.8 бар (абсолютное)
Max Pressure ratio (instantaneous)= 2.0 бар (абсолютное)
Max Discharge at Max RPM (at pressure ratio 1.8)= 675(m3/h)
схема подключения-управления на двигателе 1G-GZE
немного видео о принципе управления механическим нагнетателем
Виды компрессоров
Компрессоры, которые устанавливают на ВАЗ 2114, делятся на агрегаты с других автомобилей, приобретенные на авторазборках (например, от Тойоты, Субару, Мерседеса и др.) и агрегаты серийного производства.
Как выбирать агрегат с донора
Агрегат должен подходить вашей машине по следующим характеристикам:
- максимальные обороты нагнетателя;
- производительность;
- объем;
- диаметры патрубков;
- вес;
- габаритные размеры;
- максимальное избыточное давление.
Также при выборе учитывают такие параметры, как необходимость подачи охлаждающей жидкости в агрегат от штатной системы машины и наличие/отсутствие собственной системы подачи смазки.
Если вы приняли решение поставить компрессор с донора, необходимо:
- Определиться со способами крепежа и приводом компрессора.
- Вычислить производительность топливной системы.
- Выяснить, какие доработки потребуются двигателю (снижение степени сжатия и т. д.).
- Сделать пайпинг, добавив байпасный клапан («байпасную заслонку»).
- Сделать чип-тюнинг для настройки на новые параметры систем управления ДВС (может оказаться необходимой замена моторной косы под ДАД и ДТВ).
Также учитывают многие другие факторы, которые зависят от выбранного агрегата и требований владельца. Таким образом, помимо компрессора, вам потребуются определенные крепления, индивидуальный чип-тюнинг, подбор шпилек, патрубков и ремней и т. д. Кроме того, скорее всего понадобится установка интеркуллера.
Чаще всего используют Кит-комплекты. Их собирают на основе как агрегатов, предназначенных для конкретных моделей ВАЗ, так и агрегатов от иномарок. Кит-комплект представляет собой набор для тюнинга, куда входит компрессор и необходимые комплектующие. Некоторые производители дают гарантию на свою продукцию. Также среди автолюбителей пользуются популярностью компрессоры GT.
Механический нагнетатель Supercharger SC14 1G-GZE для Toyota MR2 Mk1 AW11 AE86 AE92 4AGZ
Срок поставки : до 1 календарного месяца
Пробег : уточняйте по запросу
Гарантия : предоставляется ( уточняйте по запросу )
Условия заказа : полная предоплата
Цена указана ориентировочная с учётом доставки в Украину – более детальную уточняйте по запросу
Технические характеристики компрессора SC14 :
Максимальное избыточное давление 0.8 бар При установке шкива меньшего диаметра 1.1 бар приводится в движение от коленчатого вала ремнем Возможна установка на любой двигатель, если пространство под капотом позволяет. Отлично подходит для наших ВАЗов и ряда иностранных моторов Прибавка мощности и крутящего момента 40-50% во всем диапазоне оборотов (начиная с холостых) (см. Фото) Не требует доработки двигателя и зачастую изменений в прошивке ЭБУ В отличие от механического центробежного компрессора имеет свою систему смазки и соответсвенно большой ресурс В отличие от турбины и того же центробежного компрессора прибавляет мощность уже с холостых оборотов и нет эффекта «турбоямы» — Также он отлично подойдет для автомобилей, работающих на сжиженном или сжатом газе, учитывая высокое октановое число газа повышение эффективной степени сжатия, которую обеспечит компрессор, позволит полнее использовать возможности газа — Все компрессоры у нас только из Японии без пробега по СНГ В хорошем состоянии , проходят предварительную проверку Электромуфта работает — Актуальную цену и сроки поставки уточняйте по запросу —
Источник
Сравнительная таблица герметичных среднетемпературных компрессоров до 2 кВт
Марка компрессора | Область применения | Хладагент | V цилиндров, cм3 | Qo при To=-15°C, Тк=54,5°C; Вт | Qo при To=-5°C, Тк=54,5°C; Вт. | ПРИМЕРНЫЕ АНАЛОГИ | ||||
TECUMSEH | DANFOSS | ASPERA | ELECTROLUX | NECCHI | ||||||
Компрессоры производства TECUMSEH | ||||||||||
AE 59 ZF 9 | MBP | R12 | 7,6 | 230 | 390 | AE 3430 AS | FR 8,5 B | B 5160 A | L 76 TX | ESM 7 H |
AE 41 ZF 11 | MBP | R12 | 8,9 | 270 | 450 | AE 3440 AS | FR 10 B | B 5170 A | L 88 TY | ESM 8 H |
CAE 4440 A | MBP | R12 | 12,1 | 373 | 613 | AE 4448 AS | FR 11 B | E 6187 A | P 12 TY | ESM 11 H |
CAE 4448 A | MBP | R12 | 14,2 | 443 | 717 | — | SC 12 B | — | P 14 TY | A 11 HV |
CAE 4456 A | MBP | R12 | 16 | 496 | 807 | AKM 19 AS | SC 15 B | — | — | — |
CAJ 4461 A | MBP | R12 | 18,3 | 540 | 935 | AKM 22 AS | SC 18 B | — | R 18 TY | — |
CAJ 4492 A | MBP | R12 | 26 | 810 | 1395 | AKM 26 AS | — | J 6220 A | S 26 TY | — |
CAJ 4511 A | MBP | R12 | 32,7 | 1140 | 1900 | — | — | J 6226 A | S 34 TY | — |
AZ 3419 Y | MBP-HBP | R 134A | 5,6 | 156 | 269 | AE 3425 YS | FR 6 G | NB 5132Z | GL 60 PB | ESC 4 H |
AEZ 3425 Y | MBP-HBP | R 134A | 7,6 | 185 | 350 | AE 3430 YS | FR 7,5 G | NE 5160Z | GL 80 PB | ESC 5 H |
AEZ 3430 Y | MBP-HBP | R 134A | 8,9 | 245 | 432 | AE 3440 YS | FR 8,5 G | NE 5170Z | GL 90 PB | ESC 7 H |
AE 3440 Y | MBP-HBP | R 134A | 12,1 | 310 | 561 | AE 3448 YS | FR 11 G | NE 5187Z | GP 12 TB | ESC 8 H |
CAE 4448 Y | MBP-HBP | R 134A | 14,2 | 403 | 693 | AKM 16 YS | SC 12 (15) G | NEK 6210Z | GP 14 PB | ESC 11 H |
CAE 4456 Y | MBP-HBP | R 134A | 16 | 458 | 787 | AKM 16 YS | SC 15 G | NEK 6212Z | GP 16 TB | — |
CAJ 4476 Y | MBP-HBP | R 134A | 21,8 | 536 | 1030 | AKM 19 YS | SC 18 G | T 6215Z | — | — |
CAJ 4492 Y | MBP-HBP | R 134A | 26 | 584 | 1215 | AKM 22 YS | SC 21 G | J 6220 Z | GR 22 TB | — |
CAJ 4511 Y | MBP-HBP | R 134A | 32,7 | 878 | 1654 | AKM 26 YS | — | J 6226 Z | GS 30 TB | — |
AEZ 4430E | MBP-HBP | R22 | 5,7 | 255 | 430 | AE 9415 ES | — | NB 6165E | L 57 TN | — |
AEZ 4440E | MBP-HBP | R22 | 7,6 | 362 | 588 | AE 9422 ES | — | NE 6168E | L 76 TN | — |
CAE 4450E | MBP-HBP | R22 | 9,4 | 426 | 710 | AE 9430 ES | NE 6211E | L 88 TN | — | |
CAE 9460 T | MBP-HBP | R22 | 11,3 | 553 | 909 | AE 9440 ES | SC 10 (12) D | Е 9213 Е | P 12 TN | — |
CAJ 9480 T | MBP-HBP | R22 | 15,2 | 786 | 1278 | AKM 16 ES | SC 15 D | T 6217E | R (S) 18 TN | |
CAJ 9510 T | MBP-HBP | R22 | 18,3 | 956 | 1547 | AKM 19 ES | — | T 6220E | S 22 TN | |
CAJ 9513 T | MBP-HBP | R22 | 24,2 | 1074 | 1896 | AKM 22 ES | — | J 9226 E | S 26 TN | |
CAJ 4517 E | MBP-HBP | R22 | 26 | 1233 | 2171 | AKM 26 ES | — | J 9232 E | S 26 TN | — |
CAJ 4519 T | MBP-HBP | R22 | 34,5 | 1780 | 2911 | — | — | J 9238 E (J 7240 F) | — |
Марка компрессора | Область применения | Хладагент | V цилиндров, cм3 | Qo при To=-15 °C, Тк=54,5 °C; Вт | Qo при To=-23,3 °C, Тк=54,5 °C; Вт. | ПРИМЕРНЫЕ АНАЛОГИ | ||||
TECUMSEH | DANFOSS | ASPERA | ELECTROLUX | NECCHI | ||||||
КОМПРЕССОРЫ производства TECUMSEH | ||||||||||
AZ 1355 D | LBP | R12 | 5,6 | 201 | 136 | AZ 1355 DS | NL 6 A | BP 1112 B | L 76 AT | TR 5 |
AEZ 1360 А | LBP | R12 | 7,6 | 246 | 154 | AE 1360 AS | NL 7 A | B 1116 B | L 88 AV | ESM 7 |
AEZ 1380 А | LBP | R12 | 8,9 | 298 | 193 | AE 1380 AS | FR 10 A (11 A) | B 1118 B | L 88 FW | ESM 8 |
AEZ 1410 D | LBP | R12 | 9,4 | 379 | 251 | AE 1410 AS | FR 11 A | E 1121 A | P 12 FW | ESM 9 |
AEZ 1410 А | LBP | R12 | 12,1 | 400 | 251 | AE 1410 AS | SC 12 A | E 1130 B (21A) | P 14 FV | ESM 11 |
AE 1412 А | LBP | R12 | 14,2 | 496 | 311 | AE 1413 AS | SC 15 A | Е 1130 B | P 16 FW | A 13 V |
CAJ 2T 12 | LBP | R12 | 26,2 | 975 | 611 | AKL 26 AS | — | J 2152 A | — | — |
THB 1340 Y | LBP | R 134A | 4,2 | 163 | 104 | AZ 1335 YS | TLS 5 F | BP 1084 Z | GL 50 AA | ETR 5 |
THB 1350 Y | LBP | R 134A | 5,6 | 194 | 121 | TP 1360 YS | NL 6 F | NB 1112Z | GL 60 AA | ETR 5,5 |
THB 1360 Y | LBP | R 134A | 6,1 | 229 | 147 | TP 1370 YS | NL 7 F | NB 1112 Z | GL 70 AA | ESR 7 |
AEZ 1365 Y | LBP | R 134A | 8,9 | 304 | 185 | AE 1370 YS | NL 9 F | NB 1116Z | GL 90 AA | ESR 8,5 |
AEZ 1380 Y | LBP | R 134A | 9,4 | 338 | 223 | AE 1390 YS | NL 11 F | NB 1116Z | GP 12 FB | ESR 9 |
AE 1410 Y | LBP | R 134A | 12,1 | 436 | 259 | AE 1410 YS | SC 15 F | NE 1130Z | GP 14 FB | ESR 11 |
AE 1412 Y | LBP | R 134A | 14,2 | 514 | 306 | TP 1412 YS | SC 18 F | NE 2134Z | GP 16 FB | — |
CAE 2414 Y | LBP | R 134A | 16 | 588 | 360 | TP 1415 YS | SC 21 F | E 1130 Z | — | — |
По данным | LBP | R22 | 10,3 | 560 | 372 | AE 2415 ES | SC 10 C | E 2134 E (25E) | — | A 9 EV |
компрессоров | LBP | R22 | 12,9 | 680 | 465 | — | SC 12 C | NE 2134E | — | A 11 EV |
фирмы | LBP | R22 | 15,3 | 840 | 568 | — | SC 15 CM | T 2140E | — | A 13 EV |
Danfoss | LBP | R22 | 17,7 | 980 | 651 | — | SC 18 CM | T 2155E | — | N 17 EV |
AE 1417 L | LBP | R 502 | 11,3 | 680 | 449 | — | SC 12 C | T 2155 K | — | A 11 (13) RV |
CAJ 2428 L | LBP | R 502 | 15,2 | 980 | 620 | — | SC 15 CM | T 2168 (78) K | — | N 17 RV |
CAJ 2432 L | LBP | R 502 | 18,3 | 1220 | 787 | AKL 19 JS | SC 18 CM | J 2192 K | — | N 21 RV |
CAJ 2446 L | LBP | R 502 | 26,2 | 1645 | 1106 | AKL 26 JS | — | J 2212 K | — | — |
СAJ 2464 L | LBP | R 502 | 34,5 | 2410 | 1583 | — | — | — | — | — |
AE 2415 Z | LBP | R 404A | 8,1 | 556 | 355 | AE 2415 ZS | SC 10 CL | NE 2125GK | MP 12 FB | TA 9 EV |
AE 1417 Z | LBP | R 404A | 11,3 | 716 | 460 | — | SC 12 CL | NE 2134GK | MP 14 FB | TA 11 EV |
AE 1420 Z | LBP | R 404A | 12,5 | 836 | 547 | — | SC 15 CL | NE 2134GK | MR (K) 18 FB | TA 13 EV |
CAE 2424 Z | LBP | R 404A | 15 | 981 | 664 | — | SC 18 CL | T 2155GK | MR 22 FB | TN 17 EV |
CAJ 2432 Z | LBP | R 404A | 18,3 | 1224 | 787 | AKL 19 ZS | — | T 2168GK | MS 26 FB | TN 21 EV |
CAJ 2446 Z | LBP | R 404A | 26,2 | 1832 | 1210 | AKL 26 ZS | T 2192GK | MS 34 FB (30 FB) | TN 23 EV | |
CAJ 2464 Z | LBP | R 404A | 34,5 | 2407 | 1608 | — | — | J 2212 GK | — | — |
Установка механического компрессора на двигатель: тонкости и нюансы
Установка компрессора на двигатель возможна в условиях гаража. Для этого потребуется определенный набор инструментов и навыки в ремонте автомобилей.
Монтаж узла на неподготовленный силовой агрегат приведет к уменьшению его ресурса. Чтобы улучшить технические характеристики двигателя, не вызвав при этом быстрого износа деталей, необходимо провести несколько доработок.
Система впуска
Изменение конструкции направлено на снижение сопротивления при подаче воздуха. С целью доработки системы впуска монтируют фильтр нулевого сопротивления. Он не препятствует прохождению воздушной массы.
Возможна доработка впускного коллектора. С внутренних поверхностей убирают шероховатости. В некоторых случаях допустимо изменение конструкции впускного коллектора. Целью является достижение равномерной подачи воздуха или топливовоздушной смеси одновременно во все цилиндры.
Система охлаждения
При большем объеме топливовоздушной смеси, сгорающей в рабочих цилиндрах, увеличивается количество вырабатываемого тепла. При этом штатная система не справляется со своей задачей.
Чтобы улучшить охлаждение, устанавливают дополнительные радиаторы. Для обеспечения нормальной циркуляции жидкости монтируют водяную помпу с электрическим приводом.
При сжатии в компрессоре воздух нагревается. При этом снижается его плотность. Топливовоздушная смесь сгорает не полностью. Это негативно влияет на мощностные характеристики двигателя. Потребуется обеспечить дополнительное охлаждение наддувочного воздуха.
Выпуск отработавших газов
Подача большого количества воздуха требует облегчить отвод продуктов горения. В систему выпуска отработавших газов носят следующие изменения:
- Увеличивает пропускную способность каналов в головке блока цилиндров (ГБЦ).
- Совмещают отверстия в ГБЦ и выпускном коллекторе. Это снижает степень сопротивления при прохождении газов.
- Подбирают распределительный вал с нужной степенью открытия выпускных клапанов.
- Устанавливают на транспортное средство прямоточную систему выпуска продуктов горения.
- Удаляют катализатор.
Доработки направлены на снижение сопротивления прохождению продуктов горения. Так удается повысить мощность силового агрегата.
Головка блока цилиндров
Чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение воздушной массы в ГБЦ, увеличивают диаметр каналов. Это повышает и пропускную способность впускного и выпускного тракта.
Возможна установка распределительного вала измененной конструкции. От формы его кулачков зависит время и степень открытия клапанов. Монтаж нового вала позволяет сдвинуть фазы газораспределения и улучшить наполняемость рабочих цилиндров.
Наддув двигателя механический: что нужно знать
Для самостоятельной установки используют нагнетатели двух видов. Это турбонаддув и компрессор механического типа. В первом случае для привода турбины используются отработавшие газы.
Компрессор может быть установлен на двигатель отдельно от выхлопной системы и имеет привод от шкива, расположенного на коленчатом валу. Передача момента вращения осуществляется ремнем.
Монтаж компрессора возможен на атмосферный двигатель. Узел представляет собой навесное оборудование, устанавливаемое на силовой агрегат. При этом рабочий элемент приводится в действие ремнем.
Компрессор монтируют перед дроссельной заслонкой. С ее помощью регулируется количество воздушной массы, подаваемой в цилиндр. Способ подключения для разных моделей силовых агрегатов отличается:
- На инжекторных атмосферных двигателях компрессор устанавливают на входе во впускной коллектор. Дроссельной заслонкой изменяют пропускную способность канала.
- На карбюраторных моторах топливо смешивается с воздухом под действием разрежения. Количество бензина определено внутренним диаметром жиклеров.
Чтобы сделать объем подаваемой топливовоздушной смеси больше, и при этом не ухудшить ее качество, устанавливая компрессор, необходимо увеличить количество бензина.
Для этого на инжекторных двигателях меняют прошивку электронного блока управления. В карбюраторах меняют жиклеры на детали с большей пропускной способностью.
000_MOTO_1110_072
Идея увеличить мощность мотора, затолкав в него дополнительную порцию воздуха и топлива, стара как мир. И достичь этого можно, если создать на пуске давление больше атмосферного. Именно для этого и применяют нагнетатели. Их множество моделей, но в «Мото» №№ 8 и 9 (Horex и я со своей бешеной «голдой») мы говорили о центробежных. Если кратко, это высокоскоростные вентиляторы, а если образно — «пацанские пылесосы».
Сама идея принудительного нагнетания воздуха в цилиндры была предложена вскоре после изобретения самого ДВС. Уже в 1885 году Готтлиб Даймлер получил немецкий патент на нагнетатель. Идея заключалась в том, что некий внешний вентилятор, насос или компрессор нагнетает в двигатель увеличенный заряд воздуха. В 1902 году во Франции Луи Рено запатентовал проект центробежного нагнетателя. Но после выпуска нескольких автомобилей, все работы в этом направлении свернули — несовершенство технологий и материалов вываливало на чаши весов больше «против», чем «за». Аббревиатура ПЦН (приводной центробежный нагнетатель) укоренилась в обиходе мотористов в 30-е годы ХХ века — правда, только в авиации. Внедрение ПЦН позволило убить сразу двух зайцев: повысить удельную мощность и снизить падение мощности на больших высотах. (С ростом высоты плотность воздуха падает, соответственно, в движок его попадает меньше, и для сохранения мощности приходится загонять окислитель силком.) Все нагнетатели, устанавливаемые на двигатели внутреннего сгорания, по принципу работы можно разделить на две основные группы: центробежные и объемные. А по типу привода — на приводные (с приводом от коленвала) и газотурбинные (использующие энергию отработавших газов).
Что же такое ПЦН? Давайте окунемся в детство и вспомним юлу. Что будет, если на раскрученную юлу сверху плеснуть воды? Правильно, вода разбрызгается по сторонам под действием сил инерции (центробежной силы), а юла останется почти сухой. Так и в центробежном нагнетателе роль юлы выполняет крыльчатка, а роль воды — молекулы воздуха. Думаю, в детстве каждый заглядывал внутрь пылесоса и видел за решеткой отсека пылесборника странный диск с лопастями и гаечкой посередине. Это и есть простейший центробежный нагнетатель, только работает он на отсос, а не создание избыточного давления. А что будет, если подсоединить шланг к пылесосу, но с той стороны, откуда он выдувает воздух? А если его еще и внедрить во впуск двигателя…
Крыльчатка настоящего ЦН имеет довольно сложную конусообразную форму, а лопатки — сложный профиль и изгиб. От их геометрии зависит производительность и эффективность всего нагнетателя. (Скажем, чем больше диаметр крыльчатки, тем большее давление она может дать на тех же оборотах, но в то же время кушает больше мощности; или при увеличении количества лопастей растет давление, но падает производительность.) Воздух, пройдя по воздушному каналу в нагнетатель, попадает на радиальные лопасти крыльчатки. Лопасти отбрасывают его к периферии кожуха через тонкую щель. Там воздух тормозится в улиткообразном диффузоре, его скорость падает, а давление растет.
Фактически ПЦН — половинка уже привычного в мире авто турбокомпрессора, только вместо «горячей» (турбинной) части — механический привод от коленвала. В силу самого принципа работы у центробежного нагнетателя есть один существенный недостаток. Для эффективной работы крыльчатка должна вращаться не просто быстро, а очень быстро. Производимое центробежным компрессором давление пропорционально квадрату скорости крыльчатки. Соответственно, отсюда и основной недостаток центробежников: узкий рабочий диапазон. Но этот теоретический минус на практике оборачивается плюсом. Ведь если нагнетатель будет все время насильно пичкать мотор воздухом, то это приведет к росту тяги во всем диапазоне оборотов, и совладать с таким «фруктом» на низах будет тяжело. Другое дело, если избыток давления во впуске начинает зарождаться на средних оборотах и достигает пика на высоких, когда наполнение цилиндров ухудшается за счет потерь на трение о впускной тракт воздушно-топливной смеси (этим обуславливается заваленный вниз хвостик кривой крутящего момента в области высоких оборотов на многих дино-графиках). Центробежник здорово «наддувает» именно верхи, помогая смеси поступать в цилиндры в должном объеме. Именно поэтому отпадает необходимость отключать нагнетатель на малых оборотах, как это приходится делать с объемными компрессорами.
Компрессор или турбонаддув
Итак, начнем с последнего и попробуем разобраться, что подходит именно для ВАЗ 2107 – турбонаддув или механический компрессор. Изначально опытные водители независимо от модели ВАЗ советуют для увеличения мощности автомобиля использовать именно компрессор.
Причем руководствоваться при этом, по словам специалистов нужно следующими преимуществами компрессора:
- При установке потребуются минимальные доработки ДВС.
- Собственно простота установки устройства.
- При установке компрессора вам не придется вмешиваться в работу систем смазки и охлаждения, соответственно выпускной коллектор не будет перегреваться, как бывает в случае с газотурбинным наддувом.
Установка турбины оправдана на современный импортный скоростной автомобиль, который изначально заточен под большую мощность. В случае с ВАзом турбина просто «убьет» двигатель или инжектор, причем произойдет это за весьма короткий срок. Поэтому дабы исключить все риски для ВАЗ 2107 изначально стоит рассматривать только механический компрессор.
На сегодняшний день есть два способа тюнинга ДВС 2107: экспериментальный или покупка готового комплекта. Каждый из них заслуживает отдельного разговора. Поэтому обо всем по порядку.