Сборка «Солекса» в обратном порядке
Установка карбюраторного механизма на впускной коллектор возможна после промывки и ремонта, а также некоторых этапов регулировки
Важно правильно подключить все топливные и иные шланги, чтобы не возникло проблем с работой двигателя. Сборка карбюратора ДААЗ 2108–1107–10 осуществляется в следующем порядке:
-
На место установки накладывается прокладка. Она служит для надёжности соединения двух агрегатов — карбюратора и впускного коллектора.
-
После этого на шпильки нанизывается сам карбюратор и фиксируется четырьмя гайками.
-
После того как узел был тщательно прикреплён, допускается подключение шлангов. Первым делом подключаются вакуумный и вентиляционный шланги.
-
Далее к карбюратору прикручивается блок подогрева.
-
С одной стороны подсоединяется патрубок на подачу топлива, с другой — шланг обратной подачи лишнего горючего.
-
Провод привода ЭПХХ подсоединяется к соответствущему винту.
-
В завершении работы можно прикрутить к винтам два провода (воздушной и дроссельной заслонок).
Строгая последовательность подключения обусловлена конструкционными особенностями карбюратора
По завершении установки карбюратора рекомендуется включить зажигание и проверить работоспособность двигательного агрегата. В случае возникновения потёков масла или топлива в местах соединений шлангов необходимо выключить зажигание и тщательно проверить все соединения.
Все работы, которые автовладелец выполняет для обслуживания своей машины, должны носить осознанный характер. Нет необходимости выполнять разборку карбюратора и замену его частей, если не наблюдаются явные признаки неисправностей. К тому же при самостоятельной регулировке необходимо придерживаться чёткого регламента действий. Как некачественный ремонт, так и неправильная регулировка могут серьёзно повлиять на работоспособность карбюратора.
Головка цилиндров
Головка цилиндров 27 общая для четырех цилиндров. отлита из алюминиевого сплава, имеет камеры сгорания клиновидной формы. В головку запрессованы направляющие втулки клапанов и седла, изготовленные из чугуна. Седла, предварительно охлажденные в жидком азоте, вставлены в гнезда нагретой головки цилиндров. Благодаря этому обеспечивается надежная и прочная посадка седел в головке.
Между головкой и блоком цилиндров установлена специальная безусадочная прокладка на металлическом каркасе. Головка центрируется на блоке цилиндров двумя втулками и крепится к нему десятью болтами.
Для равномерного обжатия всей поверхности прокладки головки блока, для обеспечения надежного уплотнения и исключения в последующем подтяжки болтов при техническом обслуживании автомобиля болты крепления головки цилиндров затягиваются равномерно без рывков в четыре приема и в строго определенной последовательности (см. рис. 7):
- 1 прием — затягивают болты моментом 2 кг·см;
- 2 прием — затягивают болты моментом 7,08-8,74 кг·см,
- 3 прием — доворачивают болты на 90°;
- 4 прием — снова доворачивают болты на 90°.
В верхней части головки цилиндров расположены пять опор под шейки распределительного вала 17. Опоры выполнены разъемными. Верхняя половина находится в корпусах подшипников 16 и 21 (переднем и заднем), а нижняя — в головке цилиндров. Установочные втулки корпусов подшипников распределительного вала размещены у шпилек крепления корпусов Отверстия в опорах обрабатываются в сборе с корпусами подшипников, поэтому они невзаимозаменяемы, и головку цилиндров можно заменять только в сборе с корпусами подшипников.
На поверхности головки цилиндров, сопрягающиеся с корпусами подшипников, в зоне крайних опор распределительного вала наносят герметик типа КЛТ-75ТМ. Устанавливают корпуса подшипников и затягивают гайки их крепления в два приема.
- 1-й прием — предварительно затягивают гайки в последовательности, указанной на листе 7, до прилегания поверхностей корпусов подшипников к головке цилиндров, следя за тем, чтобы установочные втулки корпусов свободно вошли в свои гнезда;
- 2-й прием — окончательно затягивают гайки моментом 2,2 кг/см в той же последовательности.
Фазы газораспределения За один рабочий цикл в цилиндре двигателя происходит четыре такта — впуск горючей смеси, сжатие, рабочий ход и выпуск отработавших газов. Эти такты осуществляются за два оборота коленчатого вала, т.е. каждый такт происходит за полоборота (180°) коленчатого вала.
Ремонт авто
Любая из перечисленных неисправностей требует на ВАЗ ремонт 2109 – периодический или капитальный.
Периодический ремонт автомобиля
Постоянное обслуживание автомобиля заключается в сохранении нормальной работы всех узлов и деталей авто. В этом случае долгое время может, не понадобится капремонт ВАЗ 2109, что значительно уменьшит расходы при эксплуатации машины. Периодичность обслуживания и ремонта авто ВАЗ 2109 нужно выполнять:
- Перед зимой и весной проверяется техническое состояние автомобиля.
- Через 15 000 километров должны выполняться замена масла и фильтра для его очистки.
- После пробега 30 000 километров меняется топливный фильтр.
- По мере физического износа подлежат замене тормозные колодки.
- Через каждые 10 000 километров нужно выполнять диагностику ходовой части.
- После 60 000 километров пробега нужна замена ремня ГРМ.
- Свечи зажигания меняются через 30 000 километров.
Эти работы нужны для предотвращения появления возможных неисправностей. Для более серьезного вмешательства в работу устройства автомобиля нужно использовать руководство по ремонту ВАЗ 2109. При соблюдении всех его основных рекомендаций автолюбитель без больших усилий сможет выполнить своими руками ремонт машины.
Капитальный ремонт двигателя
На необходимость выполнения капитального ремонта мотора могут указывать:
- Нестабильность в работе агрегата.
- Посторонний шум.
- Постукивание в узле.
- Увеличение расхода топлива.
- Уменьшение мощности двигателя.
При выполнении работ восстанавливаются технические характеристики агрегата до величин, которые соответствуют первоначальным показателям. Для этого двигатель вытаскивается из автомобиля ВАЗ 2109, разбирается, составляется дефектная ведомость. Все детали и узлы тщательно обследуются, измеряются, замеряются необходимые зазоры, определяется последовательность и цена ремонта. Детали, подлежащие восстановлению, ремонтируются, пришедшие в негодность меняются новыми. По правилам капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2109 нужно делать после прохождения авто 150 000 километров:
- Ремонт двигателя начинается заменой колец и поршней.
- Растачивается блок цилиндров.
- Шлифуется шейка коленчатого вала.
- Осматривается визуально стартер.
- Определяется исправность генератора, распределителя зажигания.
- Меняются в системе охлаждения термостат, насос, шланги, ремни привода.
- Очищается от грязи и промывается радиатор.
Все узлы собираются в обратном порядке их разборки.
Особого внимания требует ремонт ГБЦ ВАЗ 2109:
- С впускной трубы удаляется карбюратор(см.Ремонт карбюратора ВАЗ 2109 в домашних условиях).
- Снимаются его прокладки.
- Извлекается теплоизоляционный щиток карбюратора.
- С автомобиля снимается головка блока цилиндров.
- Снимаются патрубок для забора теплого воздуха, выпускной коллектор, и впускная труба. Извлекаются прокладки.
- Выкручиваются свечи зажигания, датчик температуры ОЖ.
- Вытаскивается распредвал.
- Снимаются натяжной ролик и упорная шайба, расположенная под ним.
- Извлекаются клапаны и упоры для них.
- Все детали узла промываются в бензине, протираются, высушиваются.
- Визуально осматриваются, определяется их исправность. При необходимости ремонтируются или заменяются новыми.
- Сборка узла выполняется в обратном порядке.
Ремонт ходовой части
Хотя для автомобиля двигатель – его «сердце», но работа всех узлов взаимосвязана, а своевременный ремонт ходовых узлов не менее важен. Итак:
Так, если сбивается работа передней подвески, это может нарушить взаимосвязь между ходовой частью и кузовом автомобиля ВАЗ 2109. При возникновении таких неполадок нужен срочный ремонт подвески. Общий вид передней подвески показан на фото.
Передняя подвеска автомобиля ВАЗ 2109
Крайне опасна эксплуатация авто при неисправной рулевой рейки. В этом случае диагностику лучше производить в условиях специализированной мастерской на специальном стенде. При диагностике узел полностью разбирается, осуществляется визуальный осмотр, проверяется биение деталей.
Рулевая рейка ВАЗ 2109
- Замену задних тормозных цилиндров.
- Замену стоек амортизаторов.
- Регулировку клапанов.
- Регулировку зажигания.
- Ремонт и замену бензонасоса.
- Ремонт спидометра.
- Ремонт и покраску кузова.
- Перетяжку в салоне потолка.
- И другие ремонтные работы.
Каким образом выполняется ремонт ВАЗ 21099 можно увидеть на видео. Ремонт своими руками ВАЗ 2109 увеличит надежность работы вашего автомобиля в исправном состоянии.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ |
Появление выраженного стука клапанов при резком нажатии педали газа. | Причиной подобного является неправильная работа карбюратора, использование некачественного низкооктанового бензина или же неправильно выставленные зазоры клапанов. В последнем случае ремонт заключается во вскрытии клапанной крышки и регулировке клапанов. |
Появление на приборной панели предупреждающего сигнала о недостаточном давлении масла. | Слабым местом этих двигателей являются масляные фильтры, которые часто ломались, что приводило к потере двигателем масла. В итоге срабатывал датчик недостаточного давления. Ремонт заключается в определении места протечки и замене прохудившихся уплотнителей. |
Мотор работает с явными перебоями. | На данные модификации силового агрегата устанавливали карбюраторы Солекс, которые не отличались должной надежностью, что приводило к проблемам в работе мотора. Ремонт заключался в замене карбюратора на усовершенствованную модификацию. |
Проблемы с охлаждением двигателя. | Используемая система охлаждения также не отличалась надежностью, что приводило к регулярным поломкам помпы и термостата. Чтобы устранить подобные проблемы требовалось менять термостат или же вскрывать двигатель и заменять вышедшую из строя помпу системы охлаждения. |
Устройство двигателя автомобиля
На автомобилях установлены четырехцилиндровые четырехтактные карбюраторные двигатели различного объема цилиндров, с рядным расположением цилиндров и с распределительным валом, размещенным на головке цилиндров. Двигатель специально спроектирован для поперечного расположения на переднеприводном автомобиле. Поэтому его компоновка и основные размеры выбраны такими, чтобы он вместе с коробкой передач мог разместиться поперек между брызговиками передних колес. Три унифицированных двигателя рабочим объемом 1100, 1300 и 1500 см 3 образуются сочетанием трех различающихся по высоте и диаметру цилиндров блоков, двух головок цилиндров с различными по диаметру впускными каналами, а также двух поршней, отличающихся по диаметру (76 и 82), и двух коленчатых валов с радиусами кривошипов, соответствующих ходам поршня 60,6 и 71 мм.
В сборе с коробкой передач и сцеплением двигатель образует единый жесткий узел — силовой агрегат. Он установлен на автомобиле на трех эластичных опорах Они воспринимают как массу силового агрегата, так и нагрузки, возникающие при трогании автомобиля с места, разгоне и торможении. Эластичные опоры поглощают вибрации работающего двигателя и не передают их на кузов, благодаря чему уменьшается шум в салоне автомобиля С другой стороны, эластичные опоры защищают силовой агрегат от резких ударов при движении автомобиля по неровностям дороги.
На автомобиле принята трехточечная схема крепления силового агрегата, состоящая из передней, задней и левой опор. Передняя и левая опоры имеют одинаковое устройство и состоят из наружной стальной обоймы и внутренней алюминиевой втулки, между которыми находится привулканизированная к ним резина.
Задняя опора крепится болтами снизу к днищу кузова. Она состоит из наружной стальной арматуры и внутренней алюминиевой втулки также разделенных резиной. Кронштейн задней подвески — стальной, кованый, крепится на коробке передач болтами, соединяющими картер сцепления с картером коробки передач.
Описание
На ВАЗ 21099 устанавливалось три силовых агрегата. Четырехцилиндровый 1,3 литровый двигатель с мощностью в 64 лошадиных силы не пользовался должным спросом у автовладельцев, так как его мощности было недостаточно для такого автомобиля.
Также покупателям предлагали два варианта 1,5-литровых бензиновых двигателя, которые различались впускным коллектором и системой питания.
В зависимости от конкретной модификации удавалось снять с этого мотора 73 и 79 лошадиных силы. Отметим, что наибольшую популярность получил карбюраторный двигатель, который имел мощность в 73 л. с, отличался надежностью, топливной экономичностью и простотой в обслуживании.
Данная модификация силовых агрегатов была построена на базе мотора ВАЗ 21083. Это восьмиклапанный мотор, который использовал карбюраторную систему питания и имел верхнее расположение распределительного вала. Этот силовой агрегат выполнен с чугунным блоком цилиндров, а благодаря установке карбюраторной системы питания отличался простотой в работе и легкостью последующего ремонта.
Фактически, это была классическая версия мотора, которая устанавливалась на седьмую и восьмую модель ВАЗа. Этот двигатель имел ременной привод, что улучшало его показатели надежности. При этом сервисные работы по замене ремня ГРМ не отличались особой сложностью, поэтому провести такой ремонт мог каждый автовладелец. Замена ремня ГРМ и всех роликов выполняется каждые пятьдесят тысяч километров пробега.
Сервисное обслуживание этого силового агрегата не представляло сложности. Масло менялось при пробеге в 15 тысяч километров. Более каких-либо серьезных сервисных работ этот агрегат не требовал.
Единственный нюанс состоял лишь в том, что требовалось использовать высокооктановое топливо. Этот мотор изначально спроектирован для работы на 93 бензине. А вот попытки сэкономить на топливе и использовать 76 бензин приводили к различного рода серьезным поломкам.
Показатель мощности составляет 73 л. с, при этом, такие показатели мощности достигаются на высоких 5600 оборотах двигателя в минуту. Следует сказать, что благодаря переднеприводной компоновке ВАЗ 21099 показывает с этим мотором неплохую динамику и отличается экономичностью. Потребление топлива в смешанном режиме составляло 7,8 литров на сто километров пробега.
Тюнинг
Этот силовой агрегат позволяет поднять мощность до 90-95 лошадиных сил без потери моторесурса. Тюнинг двигателя можно было выполнить за счёт замены карбюратора на прямую систему впрыска, а также путем установки новых облегченных маховиков и коленвалов. Двигатель ВАЗ 21099 с инжектором выдавал мощность порядка 90 лошадиных сил.
Существуют также варианты тюнинга двигателя ВАЗ 21099, которые подразумевают установку на силовой агрегат турбины и нагнетателя. Следует сказать, что установка турбин позволяла получить существенный прирост мощности, однако моторесурс такого двигателя значительно снижается. В итоге автовладельцам приходилось проводить сложный капитальный ремонт каждые 70-90 тысяч километров пробега.
ВАЗ-21099
Когда на конвейере в 1990 году появилась модель ВАЗ-21099 в кузове седан, был завершен процесс производства семейства модели «Самара». Был увеличен задний свес, что существенно удлинило машину в сравнении с другими автомобилями семейства. У данной модели выделялась облицовка радиатора, которая была довольно оригинальная, а передние крылья и капот были изготовлены без пластиковой маски. Непосредственно салон машины был оснащен новой панелью, с наличием тахометра. Чуть позже, данные решения были применены ко всему семейству моделей «Самара».
ВАЗ 21099 — автомобиль с передним приводом. Кузов — седан. Машина комплектуется двигателями с объемами в 1,5 литра, а также 5-ступенчатыми механическими коробками передач. ВАЗ-21099i шли с инжекторными двигателями с объемами в 1,5 литра. С начала производства данных автомобилей в разные годы были выпущены модификации, как с карбюраторными двигателями, так и впрысковыми двигателями с рабочими объемами в 1,3л ВАЗ-210993 и в 1,5 литра ВАЗ-21099.
Предусматривались следующие варианты: для автомобилей с карбюраторами — «норма» (ВАЗ-210992-01), «стандарт» ВАЗ-21099-00 и «люкс» ВАЗ-21099-02; для автомобилей с инжектором — «норма» ВАЗ-210992-21, «стандарт» ВАЗ-21099-20 и «люкс» ВАЗ-21099-22.
Одним из самых известных двигателей АвтоВАЗ остается модель 21099 карбюратор. Он зарекомендовал себя, как проверенный и надежный силовой агрегат с простой конструкцией и возможностью осуществлять ремонт своими руками. Статья расскажет о проведении самых распространенных ремонтов, а также поведает об основах проведения капитального ремонта.
Ремонт карбюратора автомобиля ВАЗ 21099
Под ремонтом карбюратора на автомобиле ВАЗ 21099 подразумеваются работы, которые заключают в себе чистку основных систем и замену элементов, вышедших из строя. Необходимо приобрести ремонтный комплект для карбюратора, установленного в машине ВАЗ 21099. Сюда входят: жиклеры, прокладки для уплотнения, пусковое устройство, ускорительный насос.
Порядок разборки карбюратора
На автомобиле ВАЗ 21099 ремонт карбюратора начинается с его разборки:
- Из карбюратора выкручивается электромагнитный клапан и извлекается топливный жиклер из его корпуса.
- Снимается крышка карбюратора и аккуратно, не повредив поплавок, откладывается в сторону.
- Снимается поплавок. С помощью шила выдавливается фиксирующая его ось, и деталь свободно снимается.
Вынимается ось и снимается поплавок
- Удаляется уплотнительная прокладка.
- Отворачивается топливный клапан.
- Снимается крышка пускового устройства и извлекается диафрагма.
- Отворачивается с боку крышки топливный фильтр.
- При необходимости снимается сектор привода дроссельными заслонками. Для этого отворачивается гайка крепления, вынимается шарик с пружиной и удаляется рычаг.
- Аккуратно поддеваются отверткой и вытаскиваются распылители ускорительного насоса.
- Разбирается ускорительный насос, снимаются пружина и диафрагма.
Удаленные из карбюратора пружина и диафрагма (по стрелкам)
- Аналогично разбирается экономайзер мощностных режимов. Если под крышкой устройства установлена пластмассовая заглушка, она просто удаляется.
- Выкручиваются эмульсионные трубки. Корпус карбюратора переворачивается, и вытряхиваются, предварительно выкрученные, основные топливные жиклеры.
- Снимается провод датчика винта, регулирующего количество смеси.
Устранение неисправностей
При выполнении всех работ самостоятельно цена ремонта карбюратора ВАЗ 21 099 будет значительно ниже, чем такую же работу выполнит специалист. В справочниках по ремонту автомобилей существует инструкция, облегчающая проведение ремонта в домашних условиях. Итак:
Промывается в ацетоне и продувается сжатым воздухом топливный жиклер.
Меняется на новую уплотнительная прокладка, в случае ее повреждения.
Следует обратить внимание на плоскости соединения корпуса с крышкой. Если отпечатки от соединения деталей не сплошные, это указывает на износ привалочной поверхности
В этом случае нужно притереть плоскость корпуса или крышки.
Проверяется работа топливного клапана. Игла его входит без заедания, нельзя допустить большого поперечного люфта. По своей оси легко должен перемещаться демпфирующий шарик. Если такие неисправности выявлены топливный клапан подлежит замене.
Проверяется работа пускового устройства. Нельзя допустить механических повреждений диафрагмы, а материал, из которого она изготовлена, не должен потерять эластичность. Пружина должна быть не сильно вытянута.
Отмачивается в ацетоне, продувается сжатым воздухом топливный фильтр.
Осматриваются уплотнения распылителей, при необходимости их нужно заменить. Распылители можно помыть в ацетоне, продуть сжатым воздухом и установить обратно.
Крышка насоса промывается ацетоном.
Карбюратор ВАЗ 21099 ремонт завершен, сборка осуществляется в последовательности обратной разборке.
Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателя
Устройство блока цилиндров двигателя ВАЗ-2111 идентичен блоку 21083. Отлит он из чугуна, диаметр цилиндров составляет 82 мм, в случае замены поршневой группы его можно увеличить на:
- 0,4 при первом ремонте;
- 0,8 при втором.
Коленвал
Коленчатый вал размещается внизу блока и вращается на пяти коренных подшипниках, имеющих съемные крышки, крепление которых к блоку осуществляется болтами. Крышки невзаимозаменяемы и маркируются рисками на внешней стороне. Средняя опора коренного подшипника имеет гнезда, в которые устанавливаются опорные полукольца, исключающие осевое смещение коленвала. Переднее полукольцо изготавливается из сплава стали и алюминия, заднее – из металлокерамики. При появлении люфта коленчатого вала полукольца подлежат замене.
Вкладыши подшипников – опорных и шатунных – тонкостенные, выполнены из сталеалюминиевого сплава. На внутренней стороне всех верхних коренных вкладышей, за исключением вкладыша третьей опоры, имеются канавки.
Устройство кривошипа (коленвала двигателя) следующее: он чугунный, имеет четыре шатунных и пять коренных шеек. Заодно с валом отлиты восемь противовесов. Внутри вала просверлены каналы, закрытые заглушками и имеющие двойное назначение:
- по ним подается масло у шатунным шейкам от коренных;
- они очищают масло, поскольку центробежной силой к заглушкам отбрасываются все механические примеси, не задержанные фильтром.
Статья в тему: Ремонт блока предохранителей ВАЗ 2110-2112 своими руками
Последнее обстоятельство необходимо учитывать при капремонте двигателя, и при снятии коленвала, а особенно при балансировке нужно прочищать каналы от накопившихся отложений. Заглушки после прочистки заменяются на новые.
К передней части коленвала крепится шкив привода распредвала, а к нему – приводной шкив генератора, который работает еще и как демпфирующее устройство, благодаря упругому элементу между внешней и внутренней частями шкива. К заднему концу при помощи шести болтов крепится чугунный маховик. У него имеется зубчатый венец, предназначенный для запуска мотора при помощи стартера. Помимо этого, на его поверхности есть конусная лунка-метка, предназначенная для определения ВМТ после того, как двигатель собран.
Поршневая группа
Шатуны изготавливаются из стали, имеют двухтавровое сечение. Крышки обрабатываются вместе с шатунами, и потому не являются взаимозаменяемыми. На них и на шатунах штампуется номер цилиндра.
Поршневые пальцы представляют собой стальные трубки. Они свободно плавают в бобышках поршней, в которых фиксируются при помощи стопорных колец.
Устройство поршней: поршни выполнены из алюминиевого сплава, имеют три канавки в верхней части под поршневые кольца. Комплект колец для каждого поршня состоит из двух компрессионных и одного маслосъемного. Компрессионные кольца не позволяют газам попасть в картер двигателя, а маслосъемное удаляет масло со стенок цилиндра и отводит его к бобышкам для смазывания поршневого пальца.
Немного ниже располагаются отверстия для поршневого пальца (бобышки). В днище поршня имеется выточка, предназначенная для предотвращения загиба клапанов в случае обрыва приводного ремня ГРМ. У ВАЗ-2109 с объемом двигателя 1,3 литра оно плоское, поэтому обрыв ремня неизбежно приводил к выходу из строя всей поршневой группы и механизма газораспределения, и как следствие, к дорогостоящему ремонту.
Блок цилиндров
Все цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью картера в один общий узел — блок цилиндров, отлитый из специального высокопрочного чугуна. При такой компоновке обеспечивается прочность конструкции, жесткость, компактность и уменьшается масса двигателя. Протоки для охлаждающей жидкости сделаны по всей высоте блока цилиндров, что улучшает охлаждение поршней и поршневых колец и уменьшает деформации блока цилиндров от неравномерного нагрева.
Цилиндры блока по диаметру подразделяются на пять классов через 0,01 мм. обозначаемых буквами А, В, С, D, Е :
Класс | Диаметр цилиндра двигателей 21081, 2108, мм | Диаметр цилиндра двигателя 21083, мм |
А | 76,000-76,010 | 82,000-82,010 |
В | 76,010-76,020 | 82,010-82,020 |
С | 76,020-76.030 | 82,020-82,030 |
D | 76,030-76,040 | 82,030-82,040 |
Е | 76,040-76,050 | 82,040-82,050 |
Класс цилиндра указан на нижней плоскости блока против каждого цилиндра. Цилиндр и сопрягающийся с ним поршень должны быть одного класса. При ремонте цилиндры могут быть расточены и отхонингованы под увеличенный диаметр поршней на 0,4 и 0,8 мм.
В нижней части блока цилиндров расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала с тонкостенными сталеалюминиевыми вкладышами Верхние и нижние вкладыши среднего (3-го) коренного подшипника без канавки на внутренней поверхности. У остальных опор верхние вкладыши с канавкой на внутренней поверхности, а нижние — без канавки. До 1988 г. нижние вкладыши этих подшипников тоже были с канавками.
Подшипники имеют съемные крышки 2, которые крепятся к блоку цилиндров самоконтрящимися болтами. Отверстия под подшипники коленчатого вала в блоке цилиндров обрабатываются в сборе с крышками, что обеспечивает высокую точность, правильную геометрическую форму отверстий и их соосность. Поэтому крышки подшипников невзаимозаменяемы и для различия имеют на наружной поверхности риски (см. рис. 6).
В средней опоре имеются гнезда для установки упорных полуколец 12 (см рис. 6). удерживающих коленчатый вал от осевых перемещений. С задней стороны от средней опоры ставится металлокерамическое полукольцо (желтого цвета), а с передней стороны — сталеалюминиевое.
Величина осевого зазора коленчатого вала должна быть 0,06-0,026 мм. Если зазор превышает максимально допустимый (0,35 мм), необходимо заменить полукольца ремонтными, увеличенными на 0,127 мм. Следует иметь в виду, что канавки, находящиеся на одной стороне полуколец, должны быть обращены к упорным поверхностям коленчатого вала.
Снизу блок цилиндров закрывается стальным штампованным картером 37. Картер имеет перегородку для успокоения масла. Между масляными картером и блоком цилиндров установлена прокладка из пробкорезиновой смеси.
К заднему торцу блока цилиндров крепится картер сцепления. Точное расположение картера относительно блока цилиндров и соосность коленчатого вала и первичного вала коробки передач обеспечивается двумя центрирующими втулками, запрессованными в блок цилиндров.
Девяносто девятая — предел мечтаний-90
Наверное, где-то в Уганде тоже есть своя автомобильная икона, которая была несбыточной мечтой каждого юноши. И скорее всего, они там тоже не особенно мечтали о Мерседесах и Бьюиках. Наших автолюбителей настолько утомили за 40 лет одинаковой машиной Жигули, что 2108, а вслед за ней и 2109, стали настоящими святынями, только доступнее, чем иномарки со страниц журналов. Когда вышла 21099, это была квинтэссенция переднеприводной философии и невероятно популярная и желанная машина.
Во-первых, передний привод уже не казался пугливому автолюбителю чем-то космическим, а во-вторых, это был настоящий седан. Седаны так любит наша публика и временный уход со сцены кузовов этого типа многих огорчал. Теперь же 21099 сияла сразу в двух ипостасях — как единственный отечественный доступный переднеприводный седан, и как единственная альтернатива Пассатам, Орионам, Асконам и прочим звездам европейского вторичного рынка.
Видеообзор ВАЗ 21099
Особенную ценность представляли реэкспортные автомобили ВАЗ 21099. В Европе с ними прощались очень охотно, пробеги были незначительные и чаще всего привозили автомобили с пробегом не более 60-70 тысяч. Для европейских дорог и их топлива — это просто хорошая обкатка. Настоящим сокровищем были 99-е из Финляндии, там же и собранные, а модель с потрохами от полноприводного Гольфа приводила ценителей девяток в обморочное состояние. Это очень редкая машина, и ее встреть гораздо сложнее, чем сам Гольф Синхро.
Все же, что бы ни прикручивали к 21099, она останется машиной прошлого века, которая устаревает ежедневно не только физически, но и морально. И требует, как и все престарелые, ухода и частого ремонта. Владельцы 99-й находятся в более выгодном положении, чем хозяева тех же Дэу Ланос и им подобным. С финансовой стороны. Посмотрим на ремонт ВАЗ 21099 своими руками с этой точки зрения.
Схема печки ВАЗ 2109: варианты улучшения
Устройство и эксплуатация печки ВАЗ 2109 не подразумевает никаких сложных процедур. Однако, заводской отопитель, чаще всего, не может распределить равномерно горячий воздух в ноги и на лобовое стекло. Проведенная модернизация на ВАЗ-2114, вопреки ожиданиям, не смогла решить эту проблему. Однако, безвыходных положений не бывает, и, представленная схема печки ВАЗ 2109 поможет каждому, у кого есть желание и запас времени, решить эту задачу своими руками.
В процессе работы нам понадобятся:
- пенопласт и битопласт;
- силиконовый или акриловый герметик;
- набор отверток и ключей;
- емкость для сбора охлаждающей жидкости;
- лист меди или алюминия.