Очистка расходомера воздуха
Поскольку ремонт ДМРВ производителями не предусмотрен, этот электроприбор считается «расходным». Единого мнения по возможности очистки для восстановления работоспособности не существует, даже среди профессионалов СТО. Если владелец машины все же решил почистить ДМРВ самостоятельно, необходимо учесть нюансы технологии:
- очиститель не должен содержать ацетон, эфир;
- запрещены ватные палочки и сжатый воздух;
- чаще всего применяется WD-40 либо Air Senso Clean производителя CRC;
- после извлечения прибора спрей наносится на него равномерно мощной струей, грязь растворяется и стекает под собственным весом.
Рис. 14 Очистка волюметра спреем
Установка ДМРВ на место возможна после высушивания поверхностей без использования фена.
Диагностика ДМРВ
В принципе, датчик массового расхода воздуха не настолько критичен для запуска мотора, как, например, ДПКВ. Его можно отключить, выдернув разъем, ЭБУ перейдет в аварийный режим, будет определять порции воздуха в топливной смеси по другому датчику – положения дроссельной заслонки ДПДЗ.
Поэтому поломку определяют в несколько этапов по степени сложности:
- осмотр визуальный и отключение датчика;
- определение соответствия конкретной модификации ДМРВ прошивке ЭБУ;
- диагностика тестером в режиме вольтметра.
Это позволит снизить трудоемкость процесса. Например, перед тем, как проверить ДМРВ тестером, следует убедиться, что датчик совместим с конкретным контроллером МИКАС, не производилась прошивка оригинальных мозгов.
Осмотр визуальный
Осуществляется проверка ДМРВ после обеспечения доступа к этому датчику. Для этого потребуется частично демонтировать элементы воздухозаборника (обычно гофра). Зная, как работает волюметр, визуально можно обнаружить механические повреждения или следы жидкостей/грязи в патрубке.
Рис. 11 Осмотр датчика воздуха и гофры
Масло попадает внутрь гофры из-за забитого маслоотбойника вентсистемы картера либо при повышении внутри него уровня смазки. При нарушении графика ТО машины на стенки патрубка попадает пыль и грязь, так как забивается фильтр воздушный.
После демонтажа датчика из корпуса фильтра воздушного входная сетка должна быть чистой. Если не ней имеется налет пыли, скорее всего, резиновое уплотнение было установлено не герметично, внутрь попадал не фильтрованный воздух. В любом из этих случаев работа ДМРВ по умолчанию нарушается.
Диагностика в движении
Следующая методика, как проверить датчик воздуха, позволяет выявить его работоспособность. Для этого не понадобится тестер и прочие инструменты:
- диагностика ДМРВ производится после отключения разъема ЭБУ;
- двигатель заводится, на панели загорается Check, указывая на неисправности датчика;
- однако контроллер переходит в аварийный режим, обеспечивая работу ДВС;
- если динамические характеристики мотора улучшились при поездке с отключенным датчиком воздуха, значит ДМРВ неисправен.
Рис. 12 Отключение ДМРВ
Соответствие ДМРВ прошивке ЭБУ
По мере необходимости владельцы перепрошивают мозги ЭБУ для улучшения характеристик, получая при этом побочные проблемы. Например, если для контроллера МИКАС произведена прошивка ДМРВ может работать не корректно.
В этом случае говорить о неисправности датчика в принципе не верно, но его сигналы не предназначены для новой версии МИКАС контроллера, которую на него установили. Выявить в ДМРВ признаки неисправности в этом случае можно единственным способом:
- изменить угол положения заслонки дроссельной (обычно 1 мм прокладкой возле упора заслонки);
- отключить датчик ДМРВ при работающем двигателе (выдергивается фишка из разъема).
Проверка мультиметром
Если на предыдущих этапах диагностировать неисправности датчика не удалось, и он совместим с версией используемого контроллера ЭБУ, производится проверка тестером по технологии:
- мультиметр переключается в режим 2 В (вольтметр);
- перед глазами размещается схема распиновки пучка;
- включается зажигание, черный щуп тестера на массу, красный на желтый провод.
Рис. 13 Схема проверки ДМРВ тестером
После чего при заглушенном двигатели мультиметром считываются показания с учетом факторов:
- новый прибор покажет 0,99 – 1,01 В;
- в пределах 1,02 В считается хорошим состоянием датчика;
- 1,03 – 1,04 В свидетельствует об окончании эксплуатационного ресурса прибора;
- больше 1,5 В говорит о необходимости замены.
Нижеприведенная таблица содержит параметры распиновки пучка:
Провод | Вход | Выход |
зеленый | – | масса |
желтый | сигнал на датчик | – |
самый темный | – | к главному реле |
самый светлый (полосатый) | напряжение питания | – |
Указанные симптомы можно диагностировать бортовым компьютером в группе параметров Uдмрв.
Симптомы неисправности ДМРВ на ВАЗ-2110
Теперь про симптомы неисправности ДМРВ. Нужно понимать, что однозначно обвинять ДМРВ можно только после точной компьютерной диагностики системы управления двигателем. Даже бортовой компьютер может запросто ошибаться. Однако мы постараемся выявить поломку без привлечения специалистов.
Симптомы неисправности датчика могут совпадать с симптомами других неисправностей:
- Повышенные или плавающие обороты на холостом ходу.
- Невозможно отрегулировать уровень СО на холостых.
- Двигатель глохнет сразу после запуска, обороты поддерживаются только при открытой дроссельной заслонке.
- Повышенный расход горючего.
- Загорается лампа Check Engine.
- Провалы при изменении частоты оборотов, потеря мощности и динамики.
Проверка: параметры и совместимость
Датчик для контроллера Bosch М 7.9.7 – номер 0 280 212 116 по каталогу ВАЗ.
Сложность вычисления параметров и номиналов датчика заключается в том, что на ВАЗе в разное время и на разные двигатели устанавливали разные приборы с разными номиналами . Эти номиналы были прошиты в электронном блоке управления и если мы устанавливаем датчик другого типа (хотя визуально он может быть точно таким же), система управления уже будет работать некорректно. На десятки ставили датчики GM, Bosch, Siemens , отечественный датчик родом из Арзамаса или Саратова .
Тарировка у каждого из них разная. Только после 2004 года ВАЗ определился с типом датчика и его номиналами — это бошевский прибор типа HFM5 трёх модификаций:
- первым был ДМРВ HFM5-4.7 , по бошевскому каталогу его номер 0 280 212 004, а по ВАЗовскому — 21083-1130010-01;
- HFM5-4.7 с артикулом 0 280 212 037 (21083-1130010-10 по каталогу ВАЗ);
- HFM5-CL , каталожный номер 0 280 212 116 или 21083-1130003-20 по ВАЗовской книжке.
Особенности
Бошевский датчик (21083-1130010-01) для контроллера Январь версии 5.1.
К примеру, для ЭБУ Bosch М7.9.7 необходимо применять бошевский ДМРВ 0 280 212 116, а для контроллера Январь версии 5.1 — только Bosch 21083-1130010-01. То есть, если даже с завода установлен датчик, не соответствующий прошивке ЭБУ, корректной работы мотора и нормального расхода топлива ждать не приходится. Кстати, нередки случаи, когда именно с завода были установлены датчики, не соответствующие версии прошивки. Поэтому первая проверка — на совместимость. А дальше берём мультиметр и в бой.
Симптомы и последствия выхода из строя ДМРВ
Эта важная деталь контролирует количество поступающего воздуха, а также бензина. Всю информацию ДМРВ передает на электронный блок управления. На их основе контроллер может смешивать топливо с воздухом в точных пропорциях. Если он дает сбои, то из-за некачественной смеси ухудшится динамика авто, увеличится расход топлива, а двигатель значительно потеряет мощность.
О проблемах с датчиком свидетельствуют следующие симптомы:
- прерывистая работа двигателя без нагрузки;
- повышенные обороты при холостом ходу;
- чрезмерная «задумчивость» в момент разгона автомобиля, рывки, подергивания, провалы;
- проблемы с запуском холодного мотора;
- резкое увеличение расхода топлива.
Если появляется один или несколько признаков, то появляется необходимость дополнительно проверить датчик. Для этой цели можно использовать многофункциональный тестер (мультиметр).
Проверку нужно осуществлять в следующем порядке:
- Вначале нужно перевести прибор в режим вольтметра, установив верхнюю границу чувствительности 2 Вольта.
- Щупы устройства установить на желтом и зеленом проводке, которые располагаются внутри гнезда подключения датчика.
- Запустить зажигание.
В норме напряжение должно составлять 0,0099-0,02 Вольт. Если это значение будет 0,03 Вольт и выше, то нужно осуществлять чистку ДМРВ.
При отсутствии вольтметра можно проверить работоспособность устройства более простым способом. Для этого нужно снять датчик, закрыть задвижку воздуховода. После этого завести двигатель и дать ему поработать на 2000 оборотах. Если при таких обстоятельствах силовой агрегат работает лучше, то проблема в датчике. Его нужно незамедлительно чистить.
Виды и особенности работы ДМРВ
Существует много способов измерения массового расхода воздуха, в автомобиле с разной степенью популярности применяются три из них.
Объёмный
Наиболее простые расходомеры строились по принципу установки в сечении проходящего воздуха измерительной лопасти, на которую поток и оказывал давление. Под его действием лопасть поворачивалась вокруг своей оси, где устанавливался электрический потенциометр.
Оставалось лишь снять с него сигнал и подать его в ЭСУД для оцифровки и использования в расчётах. Устройство настолько же простое, насколько и неудобное в разработке, поскольку получить приемлемую характеристику зависимости сигнала от массового потока довольно затруднительно. К тому же надёжность невысока из-за наличия механически перемещающихся деталей.
Чуть сложнее для понимания устроен расходомер на принципе вихрей Кармана. Используется эффект возникновения циклических завихрений воздуха при проходе его через аэродинамически несовершенное препятствие.
Частота этих проявлений турбуленции почти линейно зависит от скорости потока, если правильно подобрать размеры и форму препятствия для нужного диапазона. А сигнал выдаёт установленный в зоне завихрений датчик воздушного давления.
В настоящее время объёмные датчики уже почти не используются, уступив своё место приборам термоанемометрического типа.
Проволочный
Работа такого прибора основана на принципе охлаждения разогреваемой фиксированным током платиновой спирали при помещении её в воздушный поток.
Если этот ток известен, а он задаётся самим прибором с высокой точностью и стабильностью, то напряжение на спирали будет с идеальной линейностью зависеть от её сопротивления, которое, в свою очередь, определятся температурой нагреваемой проводящей нити.
Но она охлаждается набегающим потоком, поэтому можно сказать, что сигнал в виде напряжения пропорционален массе воздуха, проходящей в единицу времени, то есть именно тому параметру, который и требуется измерить.
Разумеется, основную погрешность будет вносить температура воздуха на впуске, от которой зависит его плотность и способность к теплопередаче. Поэтому в схему вводится термокомпенсирующий резистор, который тем или иным способом из многих, известных в электронике, учитывает поправку на температуру потока.
Проволочные ДМРВ обладают высокой точностью и приемлемой надёжностью, поэтому широко применяются в производимых автомобилях. Хотя по стоимости и сложности этот датчик уступает только самому контроллеру ЭСУД.
Плёночный
У плёночного МАФ отличия от проволочного состоят чисто в конструктивном исполнении, теоретически это всё тот же термоанемометр. Только нагревательные элементы и термокомпенсирующие сопротивления выполнены в виде плёнок на кристалле полупроводника.
Получился интегральный датчик, компактный и более надёжный, хотя сложнее с точки зрения технологии производства. Именно эта сложность и не позволяет обеспечить настолько же высокую точность, которую даёт платиновая проволока.
Но чрезмерная прецизионность для ДМРВ и не требуется, система всё равно работает с обратной связью по содержанию кислорода в выхлопных газах, нужная коррекция цикловой подачи топлива будет внесена.
Зато в массовом производстве плёночный датчик обойдётся дешевле, а по своему принципу построения он обладает большей надёжностью. Поэтому они постепенно вытесняют проволочные, хотя на самом деле и те и другие проигрывают датчикам абсолютного давления, которые можно применять вместо ДМРВ, изменив методику расчётов.
Как проверить ДМРВ мультиметром
Во-первых, все автомобили разные и рассказывать какой щуп на какой провод по цвету подсоединять не вижу смысла. Поэтому и приложу ниже схему подключения, которая подойдет к большинству расходомеров.
Во-вторых, для проверки нужно заглушить полностью мотор, а затем провернуть ключ в первое положение. Затем вольтметром измерить напряжения на указанных выводах клемы. На исправно рабочем датчике значение должно быть в пределах 0.99-1.01. В случае, если значение выше или ниже, это будет указывать на выход из строя нити. Отремонтировать такой вид датчиков вряд ли получится, только замена.
Визуальный осмотр
Открутите крепежные винты, и снимите датчик с автомобиля, прежде всего отстегнув колодку с проводами. Осмотрите визуально нити на их загрязненность. Дело в том, что при остановке мотора, нити прогреваются до 1 000 градусов, что бы вся грязь которая попала на них обгорела. Если нити с налетом и грязью, значит они скорее всего вышли из строя.
Видео : Как проверить ДМРВ мультиметром
-
Фузю на овердрайве что значит
-
Сброс адаптации дроссельной заслонки на гранте
-
Антирадар что такое кречет
-
Как поменять кнопку включения габаритов на ваз 2115
- Чем прошить тойота камри
Конструкция ДМРВ
Автолюбители именуют датчик ДМРВ расходомером, в специальной литературе он обозначен, как волюметр. Внутри этого электронного прибора фактически измеряется, не объем воздуха, сквозь него проходящего, а его масса в единицу времени, причем, сжатого.
Поскольку закон Ома знаком каждому выпускнику школы, устройство ДМРВ понятно для 100% автолюбителей:
- прибор является аналогом анемометра, измеряющего скорость потока;
- внутри трубчатого корпуса с воздушным дефлектором и сетчатым металлическим экраном на входе перпендикулярно потоку вставлен сам датчик с разъемом, выходящим наружу;
- внутрь датчика на нить или пленку подаем ток 500 – 1200 мкА, снимаем величину напряжения 0 – 1 В при обратном потоке или 1 – 5 В в обычном режиме;
- при прохождении тока элемент разогревается, увеличивается его сопротивление (500 – 700 Ом), соответственно изменяется напряжение;
- воздушный поток охлаждает провод, сопротивление уменьшается, напряжение увеличивается.
Рис. 4 Конструкция нитяного ДМРВ
Производится подключение ДМРВ по нижеприведенной схеме:
- зеленый – на массу;
- бело-серый – напряжение на выходе;
- желтый – сигнал входной;
- темный – сигнал выходной.
Рис. 5 Схема подключения ДМРВ
В пленочный ДМРВ встроен платиновый резистор на керамической пластине. В нитяном датчике сопротивление изготовлено из сплава иридия и платины. Первые модели ВАЗ комплектовались датчики, контролировавшие расход по частоте выходного сигнала. В настоящее время на отечественных машинах и иномарках стоят ДМРВ, определяющие расход по напряжению.
Рис. 6 Пленочный ДМРВ
Для повышения функционала в работающем датчике используется два термозависимых элемента. Поскольку разница температуры воздуха может вносить в показания прибора ошибку, второй нитяной элемент ее компенсирует, измеряя температуру среды. Общим для всех приборов является наличие регулировочного винта, которым своими руками корректируется СО. Отличаются конструкции разных производителей следующими деталями:
- толщина нити – 0,07 – 1 мм;
- способ крепления термозависимого элемента – лазерная сварка, зацепление петлей на упругом подвесе;
- геометрия нити – V-образная либо П-образная;
- конструкция стойки – квадратная исключает ошибку при повороте элемента вокруг оси.
Рис. 7 Немецкий датчик и российский аналог
Кроме этих отличий следует учесть факторы:
- нитяные приборы начала выпускать компания Бош и Дженерал Моторс, затем появились взаимозаменяемые аналоги завода АПЗ и АОКБ Импульс;
- внедрила пленочный ДМРВ Сименс, его скопировал Калужский НПП АВТЭЛ;
- нить разогревается до 140 – 170 градусов, пленка до 100 градусов;
- точность измерения пленочных модификаций ниже – 4%, нитяных выше – 1%;
- между собой приборы взаимозаменяемые, но только вместе с пучком проводов, так как распиновка провода не совпадает.
Рис. 8 Разъем датчика
В настоящее время нитяные датчики сняты с производства в Европе по ряду причин:
- низкий уровень технологичности производства нити;
- наличие корректирующих лямбда-зондов;
- автоматическая тарировка пленок на продувочых установках.
Другими словами, производители пожертвовали быстродействием и высокой точностью ради значительного снижения себестоимости пленочных ДМРВ.
Существует датчик ДМРВ М отечественного производства с защитой от «переплюсовки», КЗ и кондуктивных помех.
Рис. 9 Модификация ДМРВ М
В нитяные датчики по умолчанию заложен принцип самоочищения термозависимого элемента. После остановки двигателя ЭБУ самостоятельно подает на нить ток для разогрева до 1000 градусов в течение 1 секунды. Налипшая грязь при этом полностью выгорает.
К чему приводит неисправность?
Нельзя сказать, что повреждение расходомера сразу же приведет к критическим последствиям, но если проблема игнорируется, долгосрочная операция двигателя с неправильно сформированным топливно-воздушным смесью приведет к быстрому потреблению элементов группы поршней цилиндров. И при добавлении нескольких факторов детонации могут быть добавлены к двигателю и даже его «тонущиеся».
Например, если двигатель работает на богатой смеси, двигатель быстро перегревается в результате масляной конденсации.
Поврежденный датчик MAF из-за ухудшения чистоты выхлопной выхлопки также влияет на снижение жизненного катализатора, фильтра для твердых частиц и обычно выхлопной системы.
Очистка расходомера воздуха
Поскольку ремонт ДМРВ производителями не предусмотрен, этот электроприбор считается «расходным». Единого мнения по возможности очистки для восстановления работоспособности не существует, даже среди профессионалов СТО. Если владелец машины все же решил почистить ДМРВ самостоятельно, необходимо учесть нюансы технологии:
- очиститель не должен содержать ацетон, эфир;
- запрещены ватные палочки и сжатый воздух;
- чаще всего применяется WD-40 либо Air Senso Clean производителя CRC;
- после извлечения прибора спрей наносится на него равномерно мощной струей, грязь растворяется и стекает под собственным весом.
Рис. 14 Очистка волюметра спреем
Установка ДМРВ на место возможна после высушивания поверхностей без использования фена.